Удобное географическое расположение волжского города Рыбинска на перекрёстке торговых путей сделало его одним из важнейших центров Ярославской губернии и послужило предпосылкой для создания условий его развития в XIX веке. Это касалось и архитектурного убранства: при строительстве значимых зданий, в основном общественного назначения, заказчики поручали выполнить их проектную подготовку специалистам столицы. Так произошло и в конце 1873 года, когда в Рыбинске решили построить большой каменный театр на 500 зрительских мест. Городской голова Н. Д. Живущев обратился в Санкт-Петербургское Общество архитекторов с предложением о проведении конкурса на создание лучшего проекта. Была создана специальная комиссия, разработавшая подробную программу проекта и призванная оценить конкурсантов и выбрать достойный план театра. В неё вошли известные архитекторы: Н. Л. Бенуа, А. И. Кракау, М. Ф. Петерсон, В. В. Виндельбанд, И. А. Мерц. И в первом же номере архитектурного журнала «Зодчий» за 1874 год был объявлен конкурс на составление проекта театра в Рыбинске[1]. В детальной статье были прописаны условия подачи работ: от срока представления комиссии (не позднее 8 часов вечера 26-го марта 1874 г.) до определения финансовых затрат, т. к. «стоимость строения не должна превышать 60 тысяч рублей, включая в это число 5 тысяч рублей на устройство машин, подъемов и прочих частей сцены»[2]. Отдельно подчёркивалось, что конкурс проводится между членами Санкт-Петербургского Общества архитекторов и для большей справедливости он будет анонимным: «Проекты должны быть представлены с девизами, а имена автора в запечатанном конверте.… За неделю до разсмотрения проектов Комиссиею судей и в течение недели после присуждения премии, все проекты будут выставлены в помещении Общества для публичнаго их разсмотрения»[3].
 
Альфред Парланд, молодой архитектор, ещё не завершивший архитектурную практику после окончания Императорской Академии художеств, решил тоже поучаствовать в конкурсе. Изучив требования к созданию театра (расположение здания в сквере на берегу реки, количество помещений и пр.), он под девизом «Чем богат, тем и рад» представил свой проект, который получил высокую оценку судей: «Весь проект театра хотя недостаточно разработан, но приём плана очень хорош, не затейлив, прост, весьма рационален и удобен к исполнению. Сени сообщаются очень хорошо с лестницами и корридорами, места для платья назначены с большим удобством для посетителей, в уголках достаточных размеров и достаточной величины…Касса поставлена удобно…Расположение помещений вокруг сцены тоже весьма удовлетворительно. Места расположения резервуара для воды, отопления и вентиляция на планах не показаны, хотя бак показан на разрезе»[4].
 
В конкурсе участвовали десять проектов, архитектурный план Парланда получил третью премию и денежное вознаграждение в 100 рублей (первая оценивалась в 300 руб., вторая – в 200 руб.). По условиям конкурса, при подаче работ архитектор получал расписку от Общества архитекторов в их получении, и в случае победы премированные проекты поступали «в собственность Рыбинскаго Городскаго Общества; а не премированные возвращаются составителям по предъявлении квитанции»[5].
 
Благодаря этому договору мы можем видеть работу молодого архитектора, т. к. после публичной выставки в столице её отправили в Рыбинск, где она была бережно сохранена сотрудниками архива[6]. Заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Сергей Николаевич Овсянников любезно предоставил отсканированный план проекта Парланда, на котором можно видеть в левом верхнем углу девиз, а в нижнем правом углу личную подпись архитектора. В связи с тем, что личный архив Парланда был утрачен после его смерти, счастливое обстоятельство переправки чертежей в Рыбинск позволяет судить о замысле Парланда. Лаконичный объём сооружения с выделенным главным входом, сложной крышей с решётками и венчающим небольшим шпилем, с применением в отделке любимого материала архитектора, кирпича, – всё служило главной цели: возвести в Рыбинке изящное, но по-столичному помпезное здание театра, призванное стать центром культурной жизни города на Волге. Это полновесный проект большого, отнюдь не провинциального театра, который притягивал бы взгляды и просматривался издали с берегов реки.
 
Но победили проекты более известных на тот момент зодчих: первую премию получил В. А. Шретер, вторую – И. С. Китнер. Оба они уже имели построенные здания, печатались в журнале «Зодчий», занимались общественной работой. Например, оба входили в комиссию «по устройству русскаго архитектурнаго отдела на всемирной выставке в Вене 1873 года»[7].  Несмотря на это, их проекты Рыбинского театра имели недочёты. Так, судьи нашли просчёты даже в победившем в итоге проекте Шретера: «В плане, вход в театр расположен очень хорошо, но место… высотою всего 3 ¼ аршина, между тем поднять потолок в этом месте нельзя, так как нужно устроить резонанс под оркестром, которого в проекте не показано; – поэтому следовало-бы расположение… изменить, придвинув его ближе к входам, и тем устроить резонанс для оркестра. Независимо от сего, устройство вестибюля, подобное предыдущему проекту[8], будет иметь те-же неудобства. Сцена и все остальныя помещения сделаны очень хорошо, но жаль, что автор проекта устроил в углах сцены выступы, в которых поместил клозеты и пр.; выступы эти мешают свободному движению на авансцене и передвижению кулис, и хотя сцена сама по себе достаточна, но была-бы еще удобнее, если-бы эти выступы были уничтожены или уменьшены. Высота каменных стен на сцене тоже может быть сбавлена на 3 аршина»[9].
 
Таким образом, проект Парланда мог победить. Да, в его работе фасад и части были недостаточно проработаны, не тщательно выписана отделка архитектурных деталей, – видимо, сказалась практическая неопытность, и он выразил свою мысль в общих чертах. Но в его проекте чувствовался размах предполагаемого сооружения, которое бы, на наш взгляд, украсило собой Рыбинск. Кроме того, объективно театр Альфреда Парланда был самым вместительным среди всех остальных: «Относительно вместимости, наибольшие объёмы кубическаго содержания занимает проект театра под девизом: «Чем богат, тем и рад», затем «Капля в море» и, наконец «Рыбинск»[10]. Можно предположить, что главная ошибка Парланда была в завышенной смете здания, на что ему постоянно и указывали в своих комментариях судьи: «Ширина лестниц и корридоров слишком значительны, и без вреда строению, но к удешевлению его, может быть уменьшена…Фасады хотя соответствуют своей цели, но требуют обработки; вообще при исполнении сего проекта, размеры его должны быть уменьшены по вышеупомянутым замечаниям, почему и стоимость должна сократиться»[11].
 
По этой же причине не было построено здание новой Рыбинской Биржи по проекту Альфреда Парланда. В 1900 году, будучи уже известным архитектором, Альфред Александрович разработал план здания по заказу Рыбинского биржевого Комитета. По всей вероятности, заказчики сразу не указали точную сумму предполагаемых затрат, и столичный зодчий предложил построить внушительное здание с дорогой отделкой фасада. Проект понравился, но когда решили через семь лет (!) воплотить его на практике, выяснилось, что необходимых финансов для возведения Биржи по проекту Парланда нет. Биржевой Комитет в своих отчётах вынужден был признать его «весьма ценным, но не соответствующим имеющимся средствам…Стоимость здания, которое предстояло спроектировать, была определена в 200 – 250 тыс. рублей»[12]. Таким образом, сначала был заказан и соответственно получен проект, а потом, на начальном этапе строительства, детализирована общая смета расходов. К тому же за семь лет (проект был заказан и выполнен в 1900 году, а приступили к стройке в 1907 году) экономическая ситуация в целом в России ухудшилась из-за революции внутри страны и войны с Японией, и финансирование урезалось во всех сферах, включая и архитектуру. В результате здание новой Рыбинской Биржи выполнено по планам другого архитектора – А. В. Иванова.
Но, несмотря на всё это, в Рыбинске есть здание, которое было возведено по проекту Альфреда Александровича. Это здание Коммерческого училища (сейчас в нём располагается Рыбинский авиационный колледж; современный адрес – улица Чкалова, д. 93). Когда Биржевой Комитет города решил построить новое учебное учреждение, то проект поручили Парланду. Этому активно содействовал Председатель Попечительного совета Рыбинского коммерческого училища, Михаил Николаевич Журавлёв. Уважаемый во всей Ярославской губернии, образованнейший человек (знал несколько языков, женат был на англичанке), миллионер, владелец заводов и пароходов, купец первой гильдии, статский советник (на 1902 год), бывал в Рыбинске нечасто, т. к. жил в столице. В Адресной книге Санкт-Петербурга за 1902 год он указывается как владелец двух домов в столице (по Оградской улице, 128 и Ивановской, 72), но проживает на Невском проспекте, в доме № 68, где на первом этаже находится его Контора по продаже канатов и машин. Также Журавлев является одновременно и Председателем Правления «Товарищества цепного пароходства по реке Свири», и Директором «Компании цепного пароходства по реке Шексне», и Казначеем в «Императорском Российском обществе спасения на водах, состоящем под Высочайшим покровительством Ея И. В. Государыни Императрицы Марии Федоровны»[13]. Но, отложив дела, Михаил Николаевич оказал большую помощь родному городу при создании Коммерческого училища. Журавлёв, несомненно, понимал то значение для волжского городка, которое имело бы здание, возведенное в Рыбинске по проекту архитектора главного на тот момент храма России. Возможно, он лично обратился с просьбой к зодчему. Во всяком случае, всю документальную переписку Парланд вел через Журавлёва. Об этом свидетельствуют отчёты заседаний Попечительного совета Рыбинского коммерческого училища, которые хранятся в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области[14]. Например, из журнала заседания Попечительного совета становится известно, что 24 февраля 1903 года Альфред Парланд уже представил проект будущего училища: «Председательствует М. Н. Журавлёв… В начале заседания Председатель предложил Совету рассмотреть проект плана для постройки здания училища. Попечительный совет, рассмотрев, доставленные профессором Парландом, планы училища, нашел, что в них должны быть произведены изменения, обсуждение которых было бы желательно произвести в присутствии Парланда. Вследствие этого, постановлено пригласить телеграммою г. Парланда приехать в Рыбинск безотлагательно, о чём и послана ему телеграмма в этот же вечер»[15]. Архитектор ответил немедленно: «В Рыбинский Биржевой Комитет. Журавлёву. 25 февраля 1903 г. Выезжаю сегодня вечером. Парланд»[16].
 
Из архивных документов известно, что Альфред Александрович несколько раз приезжал с планами строительства училища в Рыбинск, лично докладывал членам Биржевого комитета, объяснял чертежи Управляющему Учебным отделом Министерства финансов И. А. Анопову, после чего проект был одобрен и принят к исполнению. Трёхэтажное лаконичное по своему решению, без сложной художественной отделки, кирпичное здание строго соответствует своему назначению: оно представляет собой ряды кабинетов для обучения, объединённых коридорами, «имеет центральное пароводяное отопление и центральную систему вентиляции, водопровод, канализацию, электрическое освещение, городской и домашний телефон и газ для целей лабораторий. Учреждены физический кабинет и химическая лаборатория, кабинет и лаборатория по товароведению, кабинеты: естественный, исторический, наглядных пособий, класс рисования, класс музыки, гимнастический зал. Кроме того при училище имеются: отдельная столовая для горячих завтраков, отдельная чайная столовая, учительская приемная, кабинет директора, канцелярия, вестибюль, две раздевальни для учащихся и разные помещения для хозяйственных нужд. При училище имеется квартира для директора и 5 квартир, сдающихся на льготных условиях для преподавателей училища. При училище имеется большой сад и обширный плац для игр – площадью 932,4 кв. саженей»[17]. Все помещения получились светлыми, т.к. архитектор позаботился, чтобы здание было оснащено большим количеством окон.
 
Безусловно, занятый возведением храма в Санкт-Петербурге, Парланд не мог постоянно присутствовать на стройке училища в Рыбинске. За строительными работами наблюдал «по поручению профессора Парланда» Павел Дмитриевич Дмитриев[18]. Молодой холостой человек (1878 г.р.), закончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и получивший 30 апреля 1903 года диплом Классного художника, подаёт документы на личное почётное гражданство в Правительствующий Сенат по Департаменту Герольдии. И уже осенью поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств учеником в мастерскую под руководством профессора И. Е. Репина. 29 февраля художник подаёт прошение на имя Ректора Академии художеств с просьбой предоставить ему отпуск на всё каникулярное время, а 4 марта он получает в Канцелярии Академии официальное свидетельство, что Павел Дмитриевич «отправляется по России для художественных работ с натуры и снимания видов местностей и что Императорская Академия Художеств просит правительственныя и общественныя учреждения не отказать в возможном содействии Дмитриеву для безпрепятственных художественных работ. Свидетельство сие выдано сроком на один год»[19]. Таким образом, протеже Альфреда Парланда, Дмитриев вполне мог совместить свою практику с работой на стройке в Ярославской губернии. Практикующий помощник известного петербургского архитектора наблюдал, чтобы художественный замысел Парланда на бумаге был безукоризненно воплощен. Дмитриев не принёс новых взглядов и решений в планы сооружения. Занимаясь вопросами строительства, он считал своей главной задачей хорошо исполнить проект мастера. И, если сравнить сохранившиеся чертежи с фасадами здания современного Рыбинска, можно с уверенностью сказать, что это Павлу Дмитриевичу удалось. Надо сказать, что, связав своё имя с постройкой Парланда, Дмитриев остался в истории искусства, т. к. ничего выдающегося сам не успел сделать: проболев весь 1906 год хроническим воспалением легких, 1 января 1907 года Павел Дмитриевич в возрасте двадцати девяти лет скончался[20].
 
Училище было построено на деньги Волжско-Камского коммерческого банка и обошлось ему в 48 тысяч 347 рублей 53 копейки. Возведено было быстро, за полтора года – даты постройки выбиты на фасаде здания (1903 – 1905). Уже «1 ноября 1905 года Рыбинское 7-классное Коммерческое училище было переведено в собственное новое здание. Переход училища был организован торжественным молебствием. На торжественном молебствии присутствовали члены Попечительного совета, весь педагогический персонал училища и многие из граждан г. Рыбинска, преимущественно родители учащихся»[21].
 
 
Чертежи, созданные Альфредом Александровичем Парландом для города Рыбинска, имеют большое значение для понимания творчества автора в целом. В них раскрывается архитектурный талант зодчего в сфере строительства гражданских зданий. А это разрывает привычные рамки, в которых Парланд рассматривается исключительно как церковный зодчий. Работа в Рыбинске не просто обозначает новую грань творчества Парланда, но и доказывает как разносторонность мастера, с одной стороны, так и жизненность его проектов – с другой. Взять хоть построенное по его проекту Коммерческое училище. После его закрытия в 1918 году как «буржуазного заведения», здание не поменяло общественной направленности – в его стенах разместился сначала механический техникум, переименованный затем в авиационный. И эта принадлежность к образовательной сфере не изменилась до сегодняшнего дня, т. к. проект, который был создан более ста лет назад, не потерял своей актуальности и отвечает современным архитектурным требованиям к проектированию зданий учебных заведений.
 
Толмачева Н. Ю., к. и. н.
 
[1] Конкурс на составление проекта каменнаго театра в городе Рыбинске // Зодчий. 1874. № 1 и 2. Январь и февраль.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Отчет комиссии судей для разсмотрения конкурсных проектов театра в городе Рыбинск // Зодчий. 1874. № 5. Май. С. 64.
[5] Зодчий. 1874. № 1 и 2. Январь и февраль.
[6] В настоящее время план проекта Парланда хранится в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области (сокращённо: Рбф ГАЯО).
.
[7] Отчёт о деятельности в 1873 году С.-Петербургскаго Общества архитекторов, читанный секретарем П. Ю. Сюзором // Зодчий. 1874. № 1 и 2. Январь и февраль. С. 13.
[8] Здесь имеется в виду проект Китнера.
[9] Отчет комиссии судей для разсмотрения конкурсных проектов театра в городе Рыбинск // Зодчий. 1874. № 5. Май. С. 64.
[10] Там же. С.64.
[11] Там же.
[12] Обзор деятельности Рыбинской биржи за 1907 г. Рыбинск, 1908. С. 16 // С.Н. Овсянников, Н.А. Петухова (Рыбинский музей-заповедник). Проектирование биржи в Рыбинске и участие в нем петербургских архитекторов начала XX века // Петербургские чтения 97. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. С. 162.
[13] Адресная книга города С.-Петербурга на 1902 год. СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонскаго, 1902.
[14] РФ ГАЯО. Ф. 75. Оп. 1. Д. 35. Рыбинское коммерческое училище.
[15] Чубукова Ю.И. Рыбинское коммерческое училище 1902 – 1918. Рыбинск, 2008. С. 30.
[16] Там же. С. 30.
[17] Там же. С. 32.
[18] С.Н. Овсянников, Н.А. Петухова (Рыбинский музей-заповедник). Проектирование биржи в Рыбинске и участие в нем петербургских архитекторов начала XX века // Петербургские чтения 97. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. С. 162.
[19] РГИА. Ф. 789. Оп. И – 117. Дело Канцелярии Императорской Академии Художеств. Дмитриев Павел Дмитриевич. 1903. С. 8.
[20] Там же. С. 18.
[21] Чубукова Ю.И. Рыбинское коммерческое училище 1902 – 1918. Рыбинск, 2008. С. 31.