В конце XIX – начале XX века Альфред Александрович Парланд, строитель Храма Воскресения Христова в столице, занимался проектированием и других церковных сооружений по всей России. Так, в 1880-х годах он составил проект каменного храма для отдалённого сельского прихода в глубинке Новгородской губернии.

 

В конце 1880-х гг. владельцы усадеб Крестецкого уезда Каёвской волости, расположенных в лесах Новгородской губернии в отдалении от главных дорог, в том числе и от Николаевской железной дороги, решили вместо небольшой церкви возвести более обширный и красивый храм. По документам известно, что уже 5 февраля 1888 года им было позволено строительство: «Землевладельцам Крестецкого уезда усадеб: Мошонки, Шилова, Обнорскаго, Устья, Утешения, Ульянова, Дерника с фабрикою и Ватагина, Мошенки Язвищскаго прихода и Горушки Перетенскаго прихода разрешено устройство новой каменной церкви в пустоши Козловке»[1]. В разрешении особо оговаривалось, что сооружение полностью производится за счёт просителей, – Новгородской епархией не будет выделено никаких денежных средств для этой постройки. Формально место для проведения православных обрядов у прихожан было, а если благотворители желают устроить новую церковь преимущественно для благолепия местности, если хотят иметь более высокую колокольню или больший по размерам колокол, то и все расходы должны брать на себя. Вскоре официально был зарегистрирован самостоятельный приход: «Указом Святейшаго Правительствующаго Синода от 24 Марта сего 1888 года за № 1341, при церкви в пустоши Козловке, Крестецкаго уезда, открыт приход с причтом из священника и псаломщика, в состав котораго вошли землевладельцы усадеб – Мошенки, Шахова, Обнорскаго, Устья, Утешения, Ульянова, Дернина с фабрикою и Ватагина и крестьяне деревень – Ярусова, Тальцова, Коржова, Крутца, Ватагина и Мошенки, Язвищскаго прихода и Горушки – Перетенскаго прихода»[2]. Из текста следует, что, несмотря на объединение близлежащих деревень, приход по численности был небольшим, т. к. во всех епархиях России (за исключением западных и закавказских) церковные причты состояли из двух человек в приходах, имеющих менее 700 душ мужского пола[3]. Несмотря на это, строители церкви хотели иметь великолепный храм, не уступающий по своему виду городским соборам. К счастью для всех, среди владельцев ближайших имений был Николай Иванович Бобриков. На тот момент он имел чин генерал-лейтенанта, возглавлял Штаб войск гвардии и Петербургский военный округ и жил в столице.

 

Ровесник Парланда, будущий генерал-губернатор Финляндского княжества родился в Стрельне под Петербургом, и после окончания Николаевской академии Генерального штаба «в 1867 г. был назначен начальником штаба 22-й пехотной дивизии, расквартированной в Новгороде. В 1869 г. Бобриков, которому исполнилось 30 лет, был произведён в полковники»[4]. Целых семь лет после этого Николай Иванович вёл жизнь провинциального полковника. Возможно, в это время он и приобрёл имение в Крестецком уезде. В 1876 году Бобриков был переведён в столицу и стал быстро продвигаться по службе. К началу 1890-х годов в справочных книгах Санкт-Петербурга даётся один адрес его работы и места жительства – Дворцовая пл., 4[5]. Но ставшую «вторым домом» Новгородскую губернию генерал-лейтенант не забывал. Например, он продолжал состоять почётным членом Губернского статистического комитета[6]. И, скорее всего, именно Бобриков взял на себя хлопоты по заказу проекта церкви, т. к. у него были возможности для личного знакомства и общения с известным петербургским архитектором.

 

Альфред Парланд, учитывая пожелания заказчиков и руководствуясь собственным вкусом, основанным на годах практики в области церковного зодчества, в короткие сроки составил проект компактного и лаконичного в своём оформлении храма. Альфред Александрович принял во внимание, что приходская церковь будет располагаться в сельской местности, поэтому предложил построить её на гранитном фундаменте, сделать её из камня, не штукатурить снаружи и не перегружать декоративными деталями, чтобы она гармонично смотрелась на фоне природы. В результате получился простой и изящный проект: здание одноэтажного однопридельного храма соединяется с колокольней, каменные строения завершаются лёгкими главками луковичной формы с железными позолоченными крестами. Довольно большое для компактного здания количество окон и продуманное их расположение позволяло сделать пространство храма хорошо освещённым: «Длина храма с колокольнею и алтарем 13 ½ саж., ширина 5 ½ саж., высота внутри с куполом 5 саж...; окон больших с двойными переплетами и железными решетками – 8, малых такого же устройства – 4»[7]. Особую красоту придавали сооружению наличники окон, выполненные также из камня, и небольшие колонны, оформлявшие звонницу колокольни.

 

Простое решение проекта и достаточное количество денежных средств для исполнения задуманного у заказчиков позволило построить Покровскую церковь менее, чем за два года. Внутри помещение было оштукатурено и «окрашено масляною краскою и расписано орнаментами; во всем храме кирпичные своды; пол в храме каменный, а в алтаре деревянный; наружных входных створчатых дверей и паперть железных – 2, внутренних дубовых створчатых резных – 2, малых одностворчатых дубовых резных – 13, иконостас резной дубовый длиною 2 ½ саж., высотою – 2 саж. (оценивается в 3500 руб.[8]). Храм отопляется двумя железными и двумя голландскими печами»[9].

 

К середине лета 1889 года церковь была почти полностью готова к открытию, оставалось лишь устранить мелкие недочёты в интерьере: «Причту и старосте Покровской церкви, Крестецкаго уезда, разрешено произвести по их церкви, следующий ремонт: в приделе Покрова Пресвятыя Богородицы иконостас и все иконы на стенах и в алтаре вычистить и исправить позолоту, стены также вычистить, в куполе написать на восточной стороне Божию Матерь с омофором, на южной и северной четырех Евангелистов, Архангела Гавриила и Св. Иоанна Архиепископа Новгородскаго Чудотворца»[10]. В сентябре был назначен священник для нового прихода: «На праздное Священническое место к новоустроенной в Язвищском приходе Покровской церкви определен Студент Новгородской Духовной Семинарии Алексей Добровидов»[11]. Торжественное открытие было назначено на 1-ое октября. Праздничный обряд освящения изъявил желание провести глава Епархии, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, о чём было сообщено жителям близлежащих деревень и сёл. Открытие нового храма, редкое для глубинки архиерейское служение в богатом церковном облачении, возможность увидеть находящегося в преклонном возрасте митрополита (ему исполнилось 90 лет!) и получить от Его Высокопреосвященства благословение привлекло тысячи людей. Множество верующих приходило даже из дальних приходов: «При освящении многия тысячи народа дневали и ночевали подле церкви. Свыше десяти тысяч образков, крестиков и религиозно-нравственных брошюр розданы были богомольцам. Освятив служением молебна новую школу, маститый иерарх посетил и дом молодого, только что посвященного им священника, а по выходе из него, более двух часов благословлял устремившийся к нему народ»[12]. Это стало важным событием для местных жителей, о нём даже написал самый популярный среди российских читателей столичный иллюстрированный журнал «Нива». В нём прямо отмечалось, что храм «построен по плану академика Парланда… Новая церковь очень красива: она об одном луковичном куполе на кубическом основании, с изящною колокольней над папертью, и снабжена всем необходимым в изобилии»[13]. Это свидетельство очень ценно, ведь место хранения чертежей здания с личной подписью Парланда неизвестно, и установить авторство храма можно лишь благодаря фотографии в журнале «Нива» с указанием имени архитектора.

 

Покровская церковь, находясь в глубинке, сохранилась до наших дней. Сейчас она является действующей и входит в «Перечень объектов культурного наследия регионального значения на территории Новгородской области». Любой желающий может побывать в селе Козловка Новгородской области, посетить храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и полюбоваться гармоничным архитектурным решением Альфреда Александровича Парланда.

 

Толмачёва Н. Ю., кандидат искусствоведения

 

[1] Новгородские епархиальные ведомости. 1888. №. 4. С. 68.

[2] Новгородские епархиальные ведомости. 1888. №. 7

[3] Если приход насчитывал более 700 душ мужского пола, то в штате должен быть, помимо священника и псаломщика, ещё и диакон. Конечно, если приход состоял из богатых людей и мог содержать большее количество служащих, то это условие могло варьироваться. Подробнее об этом см. в Определениях Святейшего Синода от 19–28 февраля 1885 г. за № 308 «О закрытии присутствия по делам православного духовенства и изменении некоторых постановлений касательно устройства церковных приходов и состава причтов».

[4] Военная энциклопедия. – СПб.: Товарищество И.Д. Сытина, 1911. Т. IV. С. 577.

[5] Весь Петербург на 1894 г. Адресная и справочная книга. – СПб.: Издательство А.С. Суворина. С. 264.

[6] Памятная книжка Новгородской губернии на 1889 год. – Новг.: Типо-Литография Новгор. Губ. Правления. 1889. С. 5.

[7] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1031. Новгородская епархия. Крестецкий уезд. Округ 1. 19101916 гг. С. 83.

[8] Это довольно большая страховая сумма. К примеру, целый дом для священника, построенный одновременно с церковью, просторный (длина - 8 саж., ширина – 5 саж.), на каменном фундаменте, с одной русской печью и тремя голландскими и пр. и пр. оценивался всего в две тысячи рублей.

[9] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1031. С. 83.

[10] Новгородские епархиальные ведомости. 1889. № 15. С. 271.

[11] Новгородские епархиальные ведомости. 1889. № 18. С. 322.

[12] Нива. 1889. № 49. С. 1258.

[13] Там же.