15 дек 2021 19:00

Место проведения: Музей-памятник «Спас на Крови»

Дмитрий Шостакович. Десять поэм на стихи революционных поэтов конца XIX – начала XX века для смешанного хора без сопровождения

Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ

Билеты действительны

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.10.2021 № 795 и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2021 № 820 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121»:

С 30 октября 2021 года (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) для посещения объектов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» необходимо предъявить QR-код, подтверждающий факт вакцинации от новой коронавирусной инфекции или факт перенесенного заболевания. Также посетить музей можно, воспользовавшись справкой, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом, при наличии отрицательного результата лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до предъявления.

В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской федерации, получение ими первого и (или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией на территории Российской Федерации.

С 30 октября 2021 запрещен доступ на объекты Музея: музей-памятник «Исаакиевский собор», музей-памятник «Спас на Крови» и Часовня-музей организованных групп несовершеннолетних граждан.

Тексты Десяти поэм взяты Шостаковичем из сборника «Революционная поэзия 1870–1917 гг.». Интонационно они связаны с созданной позднее Одиннадцатой симфонией «1905 год». Композитор использовал мелодии и ритмы революционных гимнов и маршей, песен тюрьмы, каторги и ссылки, протяжной русской крестьянской песни, молитвы и причитания, речитатива, романса, колыбельной... Это позволило создать многомерную звуковую панораму времени, как говорил он сам, «передать дух эпохи».

Однако за политической риторикой поэм Шостаковича сегодня уже явно просматриваются приметы христианских литургических образов. «Смелей, друзья» – Приидите, поклонимся, «Один из многих» – напоминание о Судном дне, «Казненным» – напоминание о распятии, «Девятое января» – Рождество и Воскресение, «Песня» – ассоциация с «Взбранной воеводе»… «Пусть мертвые мертвым приносят любовь» из той же финальной «Песни» – почти дословная цитата одного из высказываний Христа… А музыка в этот момент настойчиво напоминает родившуюся много позже тему напряженного шествия под мерный благовест из второй части Хорового концерта А. Шнитке на слова Г. Нарекаци «Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью…».

Монастырская аскетика («Смолкли залпы запоздалые»), колокольный трезвон («На улицу!»), танеевская полифоническая плоть и видения Шумана («При встрече во время пересылки», «Казненным») – вот почва, в которой прижились брошенные гением Шостаковича семена, чтобы впоследствии расцвести у Свиридова в «Ночных облаках», у А. Шнитке, у В. Гаврилина и даже, на пороге тысячелетий, у Л. Десятникова.