7.07.2023

Из глубин до небес. Карельский камень в убранстве Исаакиевского собора

 

К 165-летию окончания строительства Исаакиевского собора

В Часовне-музее храма Воскресения Христова (Спас на Крови) состоялось открытие выставки «Из глубин до небес. Карельский камень в убранстве Исаакиевского собора», приуроченной к 165-летию окончания строительства и освящения собора.

Торжественная часть началась с приветственного слова директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудрова. Юрий Витальевич поблагодарил гостей и участников за живой интерес к выставке, а также обратил внимание присутствующих на то, что сегодняшнее событие — продолжение плодотворного сотрудничества. Напомнил о совместной межмузейной выставке, прошедшей в нынешнем году на территории Петрозаводска в Национальном музее Республики Карелия.

На мероприятии присутствовали сотрудники организаций, принимавших участие в подготовке выставки. С приветственными словами выступили начальник Архивного управления Ленинградской области А. В. Савченко, директор Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге Ю. И. Крипатова, заместитель председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга В. Н. Немина, заместитель директора по научной работе Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» А. В. Голованова, коллеги из Национального музея Республики Карелия — заместитель директора Ф. В. Немченко и специалист отдела научно-выставочной и культурно-образовательной деятельности М. Н. Вержиковский, директор Научно-технической библиотеки Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I О. В. Забарина, ученый секретарь Регионального музея Северного Приладожья И. В. Борисов, генеральный директор Союза реставраторов Санкт-Петербурга О. Ю. Карапакова, директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга Л. И. Николаева. 

Среди почётных гостей и участников выставки на мероприятии присутствовали заведующая отделом редких книг и рукописей научно-технической библиотеки университета М. А. Ткаченко, сотрудник отдела информации и научного использования документов Российского государственного исторического архива А. В. Пашкова, а также коллеги из музеев Петербурга и других регионов, искусствоведы и художники. 

В завершение официальной части Юрий Витальевич Мудров поблагодарил сотрудников Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» за участие в подготовке выставки, а затем пригласил гостей на экскурсию по экспозиции.

Выставка «Из глубин до небес. Карельский камень в убранстве Исаакиевского собора» рассказывает историю каменоломен тивдийского и рускеальского мрамора. На экспозиции представлена информация о передаче ломок в ведомство комиссии по строительству Исаакиевского собора, численности рабочих, условиях их труда, инструментах, использовавшихся для выломки пород. Добыча, обработка, а также весьма непростая транспортировка декоративного камня стала делом нескольких поколений мастеров-каменотесов и купцов из Карелии и близлежащих регионов. Образцы декоративного карельского камня (рускеальского и тивдийского мрамора, шокшинского кварцита, соломенской брекчии, гранита, нигозерского сланца), представленные в разной степени обработки, позволяют увидеть, как на полированной поверхности в полной мере начинает проявляться вся красота рисунка карельских пород.

На выставке широко представлены архивные документы: переписка комиссии по строительству Исаакиевского собора, контракты о найме рабочих и поставке облицовочного камня, отчеты, выполненные по итогам инспекций, а также карты, чертежи и инструменты для выломки и обработки горных пород.

Литографии, сделанные по рисункам Огюста Монферрана, рассказывают о ходе строительства собора и показывают всю грандиозность работ с камнем.

В 2023 году Исаакиевский собор отмечает 165-летие окончания строительных работ — 30 мая 1858 года состоялось его торжественное освящение. На возведение храма, который должен был увековечить память императора Петра I, а также стать олицетворением политического триумфа монархии, потребовалось сорок лет. Наружному и внутреннему убранству собора следовало поражать воображение каждого, кто его видел, и особую роль в этом отвели декоративно-облицовочному камню. Храм украсили величественные монолитные колонны из гранита, изысканная мраморная облицовка, наборный пол, дорогостоящие малахитовые и лазуритовые колонны в иконостасе. Большая часть декоративного камня была добыта в Карелии, на рускеальских и тивдийских мраморных ломках. Промышленная разработка данных месторождений началась во второй половине XVIII века и напрямую была связана со строительством предшественника творения Огюста Монферрана — третьего Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. По указу Сената 1768 года мрамор и гранит для строительства храма в Санкт-Петербурге надлежало добывать в карельском регионе, и вскоре край стал главным поставщиком декоративного камня для столицы.

За предоставленные уникальные экспонаты Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» выражает искреннюю благодарность Национальному музею Республики Карелия, Российскому государственному историческому архиву, Научно-технической библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, Институту геологии Карельского научного центра Российской академии науки, Ленинградскому областному государственному архиву в городе Выборге.

Выставка экспонируется по 27 августа.

Часовня-музей храма Воскресения Христова (Спас на Крови). Наб. канала Грибоедова, д. 2а.

Все фото здесь