В создании каменного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) принимали участие государственные и частные фабрики и мастерские России и Италии. Разнообразие и обилие поделочного камня поражает воображение и притягивает взгляд.

Облицовку наружного цоколя темно- и светло-серым валаамским гранитом, привезенным с острова в Ладожском озере, выполняла известная в Санкт-Петербурге в конце XIX века мастерская Гаэтано Ботта. Там же из темно-красного норвежского гранита изготовили объемные кресты и двадцать мемориальных досок с надписями о деяниях императора Александра II.

Все работы из эстляндского мрамора на фасадах выполняли мастера петербургской фирмы «Кос и Дюрр». Работа фирмы "Кос и Дюрр" высоко ценилась. Специалисты принимали участие в строительстве многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и других городах: Кронштадтского Морского собора, Гатчинского дворца и других.

Особое внимание уделено месту смертельного ранения императора Александра II. Над ним по рисунку архитектора А. Парланда возведена шатровая сень. Сень в данном случае – это художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий собой покров или защиту данного места. Для ее создания мастера Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванской шлифовальной фабрики использовали лучшие образцы отечественных поделочных камней – родонита и различных видов яшмы.

В гармонии с ярким мозаичным убранством нижняя часть стен облицована итальянским серпентинитом спокойного серовато-зеленого цвета. Светлые прожилки кальцита образуют на поверхности камня причудливые узоры, придающие поверхности камня сходство с кожей змеи (serpent).

Нижняя часть подкупольных пилонов (опорных столбов) оформлена лабрадоритом благородного темно-серого, почти черного цвета, добытым на Волынском месторождении Украины. Название связано с местом первого обнаружения породы, полуостровом Лабрадор в Северной Америке.

Лабрадорит переливается радужным светом при любом освещении за счет особенностей своего строения. Сине-зеленые переливы составили ему славу уникального самоцвета.

Каменный пол храма представляет собой мозаичный «ковер», созданный из красочных сортов итальянского мрамора в Генуэзской фирме «Нови». Более десятка видов камня различных расцветок в руках мастеров превратились в сорок пять практически не повторяющихся узоров, покрывающих поверхность пола площадью более 600 кв. м.

Там же, в фирме «Нови», из итальянского мрамора нежных пастельных оттенков был выполнен иконостас. Это один из важнейших элементов убранства храма, поэтому к исполнению работ привлекали ответственных и имеющих большие знания в церковном искусстве специалистов.

Итальянские мастера работали по эскизам А. А. Парланда. Изящная резьба по камню в иконостасе выполнена безупречно и создает полное впечатление резьбы по дереву.

Перед иконостасом, слева и справа, находятся киоты, отделяющие клиросы от основного храмового пространства. Над каждым киотом в течение двенадцати лет работали камнерезы России, используя лучшие поделочные камни: яшму – ревневскую, орскую, аушкульскую; родонит, коргонский порфир (кварцит). Великолепная резьба по камню, искусное сочетание разноцветных минералов придают киотам особую декоративность.

Все работы по созданию каменного убранства храма Воскресения Христова выполнены замечательными мастерами своего дела, благодаря которым красота природного камня представлена самым лучшим образом.

Подготовлено Л. Н. Шамельян