1 августа в Исаакиевском соборе в приделе св. Екатерины состоялось торжественное открытие выставки «Петр Басин. Вознесение Богоматери. Выставка эскиза для Исаакиевского собора». На выставке представлена одна из работ Петра Васильевича. Это эскиз росписи плафона малого купола в приделе св. Екатерины «Вознесение Богоматери» из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.
Мероприятие началось с приветственных слов директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудрова и генерального директора Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Н. В. Григорьевой. На открытии выступили директор Российского государственного исторического архива С. В. Чернявский, директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга Л. И. Николаева, Генеральный директор музейно-выставочного центра РОСФОТО З. М. Коловский, специалист научно-редакционного отдела Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Н. Ю. Толмачева.
Среди почетных гостей на мероприятии присутствовали директор Всероссийского музея А. С. Пушкина С. М. Некрасов, генеральный директор Союза реставраторов Санкт-Петербурга О. Ю Карпакова, директор Государственного мемориального музея А. В. Суворова В. Г. Гронский, президент Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы В. Е. Эльбек, епископ Юрьевский, викарий Новгородской епархии Арсений.
По завершении официальной части директора музеев, организававших выставку, обменялись памятными подарками. В дар Исаакиевскому собору Наталья Васильевна преподнесла книги по истории искусства новгородских музеев и монастырей, а Юрий Витальевич, в свою очередь, вручил памятную медаль «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», выпущенную к юбилею собора в 2018 году.
Петр Васильевич Басин (1793–1877)
Русский живописец, академик (1830), заслуженный профессор (1856).
П. В. Басин родился в Петербурге. В 1811 году поступил вольнослушателем в Академию художеств. Его учителем был В. К. Шебуев. Картина «Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих» принесла художнику известность и академический пенсион для поездки за границу.
С 1819 по 1830 год работал в Италии. Копии с ватиканских фресок Рафаэля «Изведение апостола Петра из темницы», «Боллсенская месса», картины «Фавн Марсий учит молодого Олимния игре на свирели», «Сусанна, застигнутая старцами в купальне», «Разбойник, похищающий девушку от ее матери», «Фраскатанские игроки», «Итальянский пейзаж» – далеко не полный перечень работ талантливого художника, выполненных в этот период.
В 1830 году за картину «Сократ при осаде Потидеи спасает Алкивиада» Басин получил звание академика. В том же году художник вернулся в Петербург.
В 1830-е годы он пишет для Зимнего дворца сорок мифологических фигур и плафон для дворцовой церкви. Орден Святого Владимира 4-й степени и золотая медаль, отчеканенная в память восстановления дворца после пожара, – награда художнику за эти работы. Одновременно он выполняет другой значительный заказ – художественную композицию для алтарной части Казанского собора.
В 1831 году Басин – профессор II степени по классу исторической и портретной живописи Академии художеств.
В январе 1843 года по высочайшему распоряжению был подписан проект внутреннего убранства строящегося Исаакиевского собора. Среди художников, приглашенных к работам «по внутреннему украшению собора», был Петр Васильевич Басин. 13 ноября 1843 г. Петр Васильевич получил заказ на выполнение живописных работ в соборе. Художнику предстояло выполнить 19 росписей – больше, чем другим художникам, участвовавшим в создании живописного убранства собора. Созданию росписей Исаакиевского собора предшествовала большая подготовительная работа: художник обязан был за 4 месяца сделать эскиз, выполнить изображение на картоне в натуральную величину, и после этого приступить к написанию картины. Эскизы оценивались архитектором Огюстом Монферраном, Священным Синодом, Советом Академии художеств и императором. Наибольший интерес среди всех росписей, выполненных Басиным в соборе, вызывают композиции, расположенные в боковых приделах св. Александра Невского и св. Екатерины. В куполах обоих приделов художник разместил плафоны, которые сюжетно не связаны с основной темой приделов. Для придела св. Александра Невского Басин написал плафон «Бог Саваоф, несомый ангелами», купол придела св. Екатерины украшает плафон «Вознесение Богоматери» (эскиз росписи этого плафона представлен на выставке).
Петр Васильевич Басин работал над живописным оформлением Исаакиевского собора по 1855 год.
Выставка подготовлена Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» совместно с Новгородским Государственным Объединённым музеем-заповедником.
Посетить выставку можно в часы работы музея.