6.10.2021

Открытие концертного сезона 2021/22

6 октября в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» состоялось открытие нового музыкального сезона, юбилейного для Концертного хора Санкт-Петербурга, возглавляемого заслуженным артистом России Владимиром Евгеньевичем Беглецовым.

Ровно 30 лет назад, 6 октября 1991 года, коллектив, который тогда именовался Хором Смольного собора, дал свой первый концерт под управлением Станислава Николаевича Легкова. В дальнейшем хором руководили Андрей Александрович Петренко и Эдуард Евгеньевич Кротман. В 2004 году хор вошел в состав музея-памятника «Исаакиевский собор», и его художественным руководителем и главным дирижером стал Владимир Беглецов.

Директор музея Юрий Витальевич Мудров в приветственном слове подчеркнул, что тридцатый концертный сезон начат мощным и очень правильно выстроенным аккордом.

Сочинения гениальных русских композиторов XX века Валерия Гаврилина и Георгия Свиридова, чье творчество воспринимается как символ неиссякаемости музыкальной традиции России и неразрывно связано с культурой Санкт-Петербурга, позволили во всей полноте ощутить высочайшее мастерство артистов, впереди у которых счастливый юбилейный путь.

Виталий Васильевич Гордиенко, начальник концертного отдела Исаакиевского собора, также поздравил музыкантов с открытием юбилейного сезона, отметив, что каждое выступление хора – это по сути премьера; каждая программа, даже если произведения исполняются не впервые, содержит художественные открытия, предопределенные не только профессионализмом высшей пробы, но и трепетной ответственностью певцов и художественного руководителя в отношении к каждому концерту.

Хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина исполнялась хором многократно в разных концертных залах. Партитура произведения предполагает использование музыкальных инструментов в некоторых номерах, что неприемлемо в соборе. Владимир Беглецов нашел решение: заменить неизбежные купюры фрагментами хоровых циклов Свиридова. В результате получилась органичная композиция, подтверждающая родство и взаимовлияние двух авторов. Меньше гротеска, больше лирики. Веселье – как утешение. Молитва – как слезная мольба о помощи или как требовательная просьба о спасении, усиленная верой, надеждой и любовью.

Эпиграфом, тихим, мягким, ласково-печальным и светлым прозвучал «Несказанный свет» из «Песен безвременья» Г. Свиридова на стихи А. Блока. Следом – «Смерть разбойника» из «Перезвонов», многочастная баллада, сюжетообразующий стержень всей программы. Разряд напряжения – в «Ерунде» и «Посиделках», кружевном плетении, словно распускающемся в финале, свиридовская «Балалайка» как продолжение посиделок, мечта о счастье в «Воскресении» и поворот к грустной задумчивости в «Вечерней музыке»... И первая, тихая, кульминация «Скажи, скажи, голубчик», где звенит («Перезвоны» – символическое название) уже не колокол и не колокольчик, а сам воздух, навевающий сказочные сны. «Стрекотунья белобока» – еще одна эмоциональная встряска, растворяющаяся, впрочем, в дали, где поджидают «Белы снеги», словно нанизанные на звенящую в морозном небе протяженную ноту. «Молитва», переходящая в мольбу «Матка-река, не гаси свечу», подводит к итогу – восходу солнца, запечатленному в заключительном аккорде всей композиции.

Убедительности драматургии, предложенной Владимиром Беглецовым, во многом способствовали солисты Мария Филатова, Алина Куваншкиреева, Егор Николаев, Андрей Сторожев и выступивший в роли чтеца Артем Камалитдинов.

Всех благодарим и поздравляем с юбилеем и началом нового этапа счастливого творческого пути!