5.09.2024

Выставка «Реквием по храму»

5 сентября в Часовне-музее храма Воскресения Христова состоялось открытие выставки «Реквием по Храму», приуроченной к 130-летию закладки и 100-летию утраты храма святого Александра Невского в Варшаве.

Мероприятие началось с молебна, который совершил ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский в сослужении соборного духовенства. Также им сослужили секретарь Пинского епархиального управления протоиерей Константин Балакай и протодиакон Свято-Покровского храма в Барановичах Андрей Горбунов.

Перед гостями торжественного мероприятия выступил директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров. Он подробно рассказал об истории и судьбе варварски уничтоженного храма святого Александра Невского в Варшаве, о замысле выставки и трудоемком процессе создания экспозиции. Директор музея поблагодарил всех участников выставки, которые предоставили бесценные экспонаты. Особую благодарность он выразил храму Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барановичи, который передал для экспонирования фрагменты уцелевшей и хранящейся ныне в Барановичах мозаики Варшавского собора.

Торжественную часть открытия продолжил преосвященнейший Вениамин, епископ Кронштадтский, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Владыка отметил особую значимость подвига и молитвенного заступничества святого Александра Невского для Санкт-Петербурга и всего нашего Отечества. «Эта выставка непростая, она напоминает нам об истории, которая говорит о величии того периода….», — подчеркнул Владыка Вениамин.

Со словами благодарности и признательности выступили секретарь Пинского епархиального управления протоиерей Константин Балакай и хранитель реликвий,  протодиакон Свято-Покровского храма в Барановичах Андрей Горбунов, а также известный иконописец Георги Панайотов.

На торжественном открытии выступила Елена Константиновна Антонова, супруга Анатолия Ивановича Антонова, внука художника Михаила Архиповича Титова, который трудился над оформлением собора Святого Александра Невского в Варшаве, а также работал над эскизами для мозаик храма Воскресения Христова (Спас на Крови). Она подробно рассказала о жизни и судьбе талантливого художника, а в завершение своего выступления передала в коллекцию музея фотографии Михаила Архиповича из семейного архива.

Владимир Александрович Фролов, внук В. А. Фролова, поблагодарил музей за организацию уникальной выставки, на которой представлены редчайшие экспонаты, в том числе предоставленные самим Владимиром Александровичем.

Настоятель императорского мемориального собора святых апостолов Петра и Павла архимандрит Александр (Федоров) отметил, что «Мы видим не просто осколки великого собора, а видим ту великую славу, которую имело наше зодчество того времени...».

В рамках мероприятия Ю. В. Мудров вручил медаль «Благотворитель», изготовленную специально по заказу Государственного музея «Исаакиевский собор» на Санкт-Петербургском монетном дворе, Константину Балакаю и Андрею Горбунову. Еще одну медаль передали для преосвященнейшего владыки Георгия, епископа Пинского и Лунинецкого, который поддержал этот международный выставочный проект.

В открытии выставки приняли участие представители архивов и музеев, общественных организаций, художники и искусствоведы.

Для гостей мероприятия была проведена экскурсия по экспозиции.

Выставка «Реквием по Храму» является первым выставочный проектом Государственного музея «Исаакиевский собор», призванным воздать должное выдающемуся утраченному шедевру русского зодчества конца XIX — начала XX века.

Среди экспонатов выставки необходимо отметить прибывших из Омска эскизы двух ангелов, созданных В. М. Васнецовым для собора святого Александра Невского.

Особый интерес представляют проекты храма, выполненные Л. Н. Бенуа, а также принадлежавшие ему записная книжка и альбом с подборкой газетных статей. Большой раздел экспозиции посвящен творчеству В. В. Беляева, художника-монументалиста, имя которого сейчас известно практически только специалистам. Представлены его многочисленные эскизы, а также дневник росписи малых алтарей. Посетители могут увидеть уникальную серию фотографий из собрания В. А. Фролова, сделанную в день освящения собора 20 мая 1912 года. Подлинной жемчужиной экспозиции можно назвать уцелевшие фрагменты мозаик Варшавского собора, хранящиеся ныне в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барановичи (Беларусь).

Большая часть экспонатов впервые представлена широкой публике.

Инициатором строительства храма святого Александра Невского выступил варшавский генерал-губернатор, герой русско-турецкой войны 1877–1878 годов И. В. Гурко. Его предложение о возведении в столице Привислинского края величественного собора, «алтаря православия на западном рубеже обширной Российской Державы», не только «вмещавшего бы в себе многочисленное собрание молящихся, но и свидетельствовавшего своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей церкви в русском государстве», поддержал император Александр III. Для храма выбрали самый центр Варшавы — Сакскую (Саксонскую) площадь. При соборе была спроектирована отдельно стоящая звонница высотой более 70 метров, ей предстояло стать самым высоким зданием города, его архитектурной доминантой.

Автором проекта, выполненного в духе Владимиро-Суздальских церквей XII века, стал Л. Н. Бенуа. Иконографическую программу составил крупнейший специалист в области церковной археологии и истории христианского искусства Н. В. Покровский. Среди художников, которые расписывали собор, были В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, Н. А. Кошелев, Н. А. Бруни. Мозаики по эскизам выдающихся мастеров были выполнены в частной мастерской В. А. Фролова.

Храм с богатым внешним и внутренним убранством, стоимость возведения которого превысила три миллиона рублей, строили на средства казны и народные пожертвования. Одним из крупнейших жертвователей стал Иоанн Кронштадтский. Торжественное освящение состоялось 20 мая 1912 года, но спустя всего три года, в июле 1915-го, священнослужители были вынуждены оставить собор в связи с тем, что в ходе Первой мировой войны территория Царства Польского оказалась под немецкой оккупацией.

После провозглашения Польшей независимости был поднят вопрос об уничтожении в центре столицы католической страны православного храма, напоминающего о временах российского господства. В течение нескольких лет, с 1924 по 1926 год, собор варварски уничтожали тысячами взрывов.

Выставку можно посетить в часы работы музея по 27 октября. Набережная канала Грибоедова, д. 2А.

ТАСС: В Петербурге представили уцелевшую мозаику храма святого Александра Невского в Варшаве

Санкт-Петербургские ведомости: В Часовне-музее храма Воскресения Христова открылась выставка «Реквием по храму»

Все фото здесь