19.05.2023

Альфред Парланд. Наследие архитектора

19 мая в Библиотеке семейного чтения им. Ю. Инге (Стрельна) состоялось открытие выставки «Альфред Парланд. Наследие архитектора». На выставке представлены фотографии и чертежи из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», фотографии А. А. Парланда и его родных из частных собраний Е. Ледовской и М. Парланд.

Выставку отрыли руководитель библиотеки семейного чтения им. Ю. Инге М. В. Агеева и начальник экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» М. Е. Хайретдинова. Перед гостями и участниками мероприятия выступила директор Централизованная библиотечная система Петродворцового района Т. Н. Жукова. На мероприятии присутствовали сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», принимавшие участие в подготовке и проведении выставки.

Известно, что Альфред Парланд занимался проектированием и строительством православных храмов и соборов не только в Петербурге, но и Пскове, Смоленске, Новгороде. Отмечая 100-летие со дня смерти выдающегося зодчего, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» представил передвижную фотовыставку во всех вышеперечисленных городах, где Альфред Александрович воплотил свои архитектурные проекты. Юбилейные мероприятия продолжались более года. Работа по изучению наследия архитектора не останавливалась. В результате научных исследований были выявлены новые документальные и изобразительные материалы, связанные с архитектурной деятельностью А. А. Парланда в Троице-Сергиевой Приморской пустыни. Они легли в основу издания, автором которого стала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Н. Ю. Толмачева. После открытия выставки состоялась презентация ее книги «Архитектурная деятельность А. А. Парланда в Троице-Сергиевой Приморской пустыни».

А. А. Парланд, шотландец по происхождению, родился в Петербурге, где в наивысшей степени раскрылся его архитектурный талант. Здесь находится самое значительное из сохранившихся на сегодняшний день его творений — храм Воскресения Христова (Спас на Крови), построенный на месте смертельного ранения императора Александра II. Этот храм, несомненно, можно назвать уникальным памятником «русского стиля» в архитектуре. Именно Альфреду Парланду принадлежала идея его богатого декоративно-художественного убранства, он стал автором эскизов для некоторых мозаик. Среди них особо примечательны «Распятие» на западном фасаде собора и двухчастное мозаичное панно перед иконостасом «Благовещение». По эскизам архитектора-строителя создана мемориальная сень, киоты и иконостас, а также выполнена большая часть орнаментов.

Ещё совсем молодым зодчим, получив право на пенсионерскую поездку в Европу, Парланд просил разрешения отложить свой отъезд, чтобы лично наблюдать за возведением своего первого архитектурного проекта — пятикупольного собора в византийском стиле в Троице-Сергиевой пустыни. Работа над возведением храма Воскресения Христова в обители положила начало многолетнему сотрудничеству с настоятелем пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым). Венцом их совместной деятельности стал одноименный храм в Санкт-Петербурге.

По проекту А. А. Парланда были построены и другие удивительной красоты храмы в городах и селах России: церковь Успения Пресвятой Богородицы в Опочке Псковской губернии, большой трехпридельный собор во имя Святых бессребренников Космы и Дамиана с шатровой колокольней в городе Сычевке, двухэтажный Николо-Георгиевский храм в селе Ядревичи (сейчас Смогири) Смоленской губернии, храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском Новгородской губернии и другие.
Архитектором созданы десятки проектов гражданских сооружений, в том числе биржи и театра. Многие из них были воплощены в жизнь: частный жилой дом в Санкт-Петербурге (дом Глушковой), замок Шереметева на берегу Волги в селении Юрино, здание Коммерческого училища в Рыбинске.

Еще во время академической пенсионерской практики в Европе Парланд не ограничивался предписанными инструкцией зарисовками и обмерами архитектурных памятников. Он принимал участие в реставрации зданий в Помпее, увлеченно собирал материалы для своего будущего фундаментального труда «К истории античной архитектурной декорации в Италии». По учебнику «Храмы Древней Греции», опубликованному на материалах лекций А. Парланда в Академии художеств, до сих пор учатся студенты архитектурных отделений.

В 1892 году А. А. Парланду было присвоено звание профессора архитектуры, а в 1905 году он был избран почетным членом Академии художеств, где успешно преподавал на кафедре архитектурных ордеров, а также на кафедре акварельного рисунка в училище барона А. Л. Штиглица.

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови), главное дело жизни выдающегося зодчего, сегодня известен всему миру и является визитной карточкой Санкт-Петербурга, продолжая изумлять своей самобытностью, неисчерпаемой красотой, богатством убранства и мастерством исполнения.