18.04.2019

Создано в блокадном Ленинграде

18 апреля в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» открылась временная совместная выставка литографий из собрания Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» «Создано в блокадном Ленинграде. Выставка авторских литографий Ю.П.Спегальского».

Мероприятие началось с приветственных слов директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудрова и заместителя директора по научной работе Историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» Н. К. Кальченко. На торжественном открытии выставки выступили кандидат архитектуры, академик Академии Архитектурного наследия Т. П. Кудрявцева, генеральный директор издательства «Зодчий» Е. Н. Саксонова, заведующая научно-исследовательским сектором Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» А. В. Голованова.

По завершении официальной части директора музеев, организовавших выставку, обменялись памятными подарками.

Юрий Павлович Спегальский (1909–1969) выдающийся знаток древнего Пскова, архитектор, реставратор, ученый, художник. На представленных автолитографиях изображены живописные уголки старого Пскова: Троицкий собор, Гремячая башня, Довмонтов город, – все то, чем он с детства «был околдован, и на всю жизнь».
Два города хранят благодарную память о труде и таланте архитектора – Псков и Санкт-Петербург. Интерес к Псковской старине Ю. П.Спегальский ощутил с ранних лет. Он много времени посвящал зарисовкам древних построек Пскова, участвовал в работах по восстановлению и реставрации его памятников архитектуры. В послевоенном Ленинграде Спегальский участвовал в обследовании и реставрации купола и креста Исаакиевского собора, поднимался на Смольный и Казанский соборы, Александровскую колонну, шпиль Петропавловского собора. Реставрационные работы на огромной высоте, обследования технического состояния конструкций, обмеры, необходимые для установки реставрационных лесов, – все это требовало мастерства архитектора-верхолаза.

Война застала его в Ленинграде. В составе бригады верхолазов Ю. П. Спегальский выполнял работы по маскировке высотных сооружений: куполов Никольского собора и Инженерного замка, шпиля Адмиралтейства. В одиночку он совершил опасный подъем на купол церкви святой Екатерины на Васильевском острове, чтобы устранить повреждения от прямого попадания снаряда. Страшной зимой 1941/42 годов, когда сил на высотные подъемы уже не оставалось и когда от истощения он почти не мог ходить, Спегальский продолжал работать. Он мог еще рисовать! В самый тяжелый период блокады архитектор создал графическую серию «Псков XVII века». По силе художественного и духовного воздействия современники сравнивали ее с Седьмой симфонией Шостаковича. Не сражения, не эпизоды военной истории Пскова увлекали воображение блокадного художника. Город в своей первозданной красоте раскрывался через памятники архитектуры. В этих рисунках не было исторического вымысла, стилизации под старину, в них проявился особого рода реализм, рожденный точным знанием и страстным желанием вдохнуть жизнь в свои реконструкции прошлого.
После освобождения Пскова Ю. П. Спегальский вернулся домой чтобы восстанавливать родной город: «Как бы ни были скромны мои познания, я должен отдать их все целиком для этого дела». Архитектор не только спасал разрушенные войной памятники, но горячо и бесстрашно отстаивал необходимость сохранения исторической застройки в процессе восстановления города: «Псков является исключительным городом, как комплекс сохранившихся памятников русской архитектуры – и церковной, и крепостной, и гражданской – он не имеет себе равных». Впервые в стране Ю. П. Спегальский предложил создать в Пскове систему архитектурных заповедников, разработанную им еще в годы войны. Благодаря настойчивости и целеустремленности архитектора в Пскове во многом была сохранена культурно-историческая среда, формировавшаяся на протяжении столетий.

Эта выставка – дань памяти неутомимому и вдохновенному труженику, отдавшему свой талант и силы родному городу.