20.12.2018

XIX Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» в Спасе на крови

20 декабря в Спасе на крови прошел концерт в рамках XIX Международного зимниего фестиваля «Площадь Искусств».  В исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир Беглецов) прозвучали  «Десять поэм на стихи революционных поэтов» Д. Шостаковича и Строфы «Евгения Онегина» Р. Щедрина.

«Десять поэм на стихи революционных поэтов» (1951) – сочинение иносказательное. Метафоры, к которым прибегает Шостакович, – не постмодернистский прием, не упражнение в остроумии, а единственная в то время легальная возможность вознегодовать, заплакать, сокрушиться, попросить, возопить… Одним словом – помолиться. Если бы композитор родился на два-три десятилетия раньше или позже, написал бы литургию или страсти.

Сегодня очевидно, что «Смелей, друзья» – аналог «Приидите, поклонимся», «Один из многих» – напоминание о Судном дне, «Казненным» – о распятии, «Девятое января» – о Рождестве и одновременно – о кровавом Воскресении, «Песня» – ассоциация с «Взбранной воеводе»…

Музыка Дмитрия Шостаковича возвеличивает слова малоизвестных поэтов конца XIX – начала XX веков. «Поэмы» складываются в исповедь страдающей души. Монастырская аскетика («Смолкли залпы запоздалые»), колокольный трезвон («На улицу!»), танеевская полифония и мистика Р. Шумана («При встрече во время пересылки», «Казненным»), – вот почва, в которой прижились брошенные гением Шостаковича семена, чтобы впоследствии расцвести у Георгия Свиридова в «Ночных облаках», в хоровых концертах Альфреда Шнитке и «Перезвонах» Валерия Гаврилина и даже, на пороге тысячелетий, в творчестве Леонида Десятникова.

«Строфы “Евгения Онегина”» написаны Родионом Щедриным в 1981 году (тогда же увидела свет хоровая поэма на стихи Пушкина «Казнь Пугачева»).

Щедрин строит онегинский цикл из пушкинских лирических отступлений: «В тот год осенняя погода», «Вот по Тверской», «Теперь у нас дороги», «Мои богини», «Зачем же так неблагосклонно», «Блажен, кто смолоду».

«Строфы» не имеют сюжетной линии. В произведении не упоминаются ни Онегин, ни Татьяна, ни Ленский… Сочинение Щедрина не провоцирует на сравнение с оперой Чайковского и не является «пересказом» романа в стихах Пушкина. Объединяющей идеей являются «мысли во время дороги», вызывающие множество воспоминаний и ассоциаций.

Концертный хор Санкт Петербурга (в прошлом Камерный хор Смольного собора) основан в 1991 году. С 2004 его возглавляет заслуженный артист России Владимир Беглецов.

Хор имеет мировую известность. Его горячо принимают в Москве и европейских столицах, в маленьких и крупных городах России – от Калининграда до Новосибирска, в Китае и Казахстане… Но прежде всего коллектив является одним из главных культурных символов Северной столицы.

В репертуаре хора музыка всех эпох и стилей: Бах и Танеев, Моцарт и Чайковский, Брамс, Орф, Шостакович, Свиридов, Гаврилин, Пендерецкий, Десятников… Почти каждый сезон отмечен мировой премьерой – современные талантливые композиторы не скупятся на посвящения своих сочинений выдающемуся коллективу.

Концертный хор Санкт-Петербурга выступает на всех крупнейших концертных площадках города и является постоянным участником лучших музыкальных фестивалей: «Звезды белых ночей», «Площадь Искусств», «Музыкальная коллекция», Московский Пасхальный фестиваль и других.

Среди творческих партнеров — симфонические оркестры Санкт-Петербургской филармонии, Государственной капеллы, дирижеры Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий и многие другие.

На концертах хора всегда много молодежи. Редкий случай, когда слушатели всех поколений единодушны: ходить на выступления Концертного хора Санкт-Петербурга – престижно!

Новый сезон — юбилейный для художественного руководителя хора заслуженного артиста России Владимира Беглецова. Но это лишь дополнительный привлекательный штрих в неспокойной и, безусловно, счастливой истории коллектива, которая не знает застойных периодов, в которой каждый концерт — премьера, каждый поворот судьбы — шаг к совершенству и источник вдохновения.