23 мая в Часовне-музее храма Воскресения Христова (Спас на Крови) состоялось торжественное открытие выставки «Только линия. Пушкинский Петербург в графике из фондов музея». Выставку, приуроченную к 321-й годовщине основания Санкт-Петербурга и 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, открыл директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров. «Для настоящей выставки были выбраны только монохромные произведения. Представленная в экспозиции классическая черно-белая графика демонстрирует, как с помощью одной лишь линии можно передать перспективу, настроение, наполненность воздухом и тончайшие детали городского пейзажа», — отметил директор музея.
Специальную экскурсию по выставке для гостей мероприятия провели начальник экспозиционно-выставочного отдела Марина Евгеньевна Хайретдинова и начальник редакционно-издательского отдела Вероника Владимировна Хорина.
Среди почетных гостей на торжественном мероприятии присутствовали: директор музея Ф. М. Достоевского Наталья Туймебаевна Ашимбаева, директор библиотеки Российской академии наук Ольга Владимировна Скворцова, научный руководитель библиотеки Российской академии наук Валерий Павлович Леонов, руководитель Музейно-библиотечного просветительского центра Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (главный хранитель Мариинского дворца) Марина Вячеславовна Шапошникова, заместитель директора по научной работе Донецкого республиканского художественного музея Наталья Юрьевна Воропаева. Они поздравили присутствующих с открытием выставки, а также приближающимся днем города и юбилейной датой со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В экспозицию вошли произведения графики первой половины XIX века, символической пунктирной линией наметившие пушкинские маршруты на исторической карте Санкт-Петербурга. Искусство гравюры еще с начала XVIII века, опережая живопись, заложило основы в изображении столицы Российской империи. Благодаря тиражируемости графика приобрела популярность как в качестве иллюстраций, так и самостоятельных произведений искусства.
В искусных гравюрах С. Ф. Галактионова, А. А. Тона, А. Дюрана, М. Ф. Дамам-Демартре и других мастеров перед нами предстает образ Петербурга, каким видел его А. С. Пушкин — в величественных панорамах, грандиозных архитектурных памятниках, людных площадях или же в окраинных уголках города, заполненных рабочими и ремесленниками. Как и в произведениях самого поэта, здесь отразилась многогранная и динамичная жизнь города и его обитателей, в которой блеск светской жизни соседствовал с бедностью, а бюрократия и деловитость – с радостями простой жизни.
А. С. Пушкин воспел Северную столицу в своих бессмертных произведениях, навсегда сделав Санкт-Петербург самым «пушкинским» из всех городов. Выходя из дома в своем черном фраке и цилиндре, поэт имел счастье лицезреть градостроительный гений Петербурга, подмечая его величие и ругая за чопорность. Великий град Петра в свою очередь до настоящего момента с благодарностью и гордостью помнит, что по его улицам ступала нога гения-поэта.
Выставка доступна для посетителей по 30 июня в часы работы музея.
Часовня-музей храма Воскресения Христова (Спас на Крови). Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2-А.