23.07.2019

Выставка «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского»

В выставочных залах Сытного двора Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» открылась выставка «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского».

Мероприятие началось с приветственной речи директора Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» В. А. Тимофеева, который поблагодарил коллег и гостей выставки за интерес к теме Исаакиевского собора. Также Всеволод Александрович рассказал, что данная выставка продолжает межмузейное сотрудничество, которое началось выставкой «Миниатюрная живопись русской иконы» в ризнице Спаса на крови. Выставка русских икон из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» открылась 5 июня и продлится до 30 сентября.

Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудров в своем выступлении отметил, что желание познакомить москвичей с Исаакиевским собором было трудноосуществимым, в оформление собора включены монументальная живопись, скульптура, мозаика, и мы привезли лишь малую толику, то, что можно переместить. Этими экспонатами из фондов музея мы хотели раскрыть всю историю собора. В своем выступлении Юрий Витальевич сделал краткий экскурс в «необыкновенно интересную и необыкновенно непростую историю строительства Исаакиевского собора», рассказал о судьбе музея в военные годы и деятельности музея в настоящее время, а также поделился выставочными планами на нынешний и следующий год. Юрий Витальевич поблагодарил кураторов выставки Ю. С. Ушкову и О. А. Воробьеву, сотрудников Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», коллег – директоров музеев, прессу, а также всех присутствующих за интерес к тому, «что же есть Исаакиевский собор».

На торжественном открытии выставки выступила начальник отдела учета фондов ГМП «Исаакиевский собор», координатор выставочного проекта Ю. С. Ушкова. Она подчеркнула, что перед организаторами выставки стояла «непростая задача показать многолетнюю историю возведения собора и ее итог, один из величайших соборов мира, показать вне собора. Поэтому над выставкой работали очень серьезно, точечно отбирали всё самое интересное, что у нас есть».

Слова благодарности организаторам выставки высказал настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском епископ Гурий.

К 200-летию с начала строительства Исаакиевского собора на Петербургском монетном дворе была отчеканена медаль. Всего выпущено 200 экземпляров. В завершении торжественной части Ю. В. Мудров вручил уникальные памятные медали организаторам и партнерам выставки, а также представителю журнала «Юный художник», заместителю главного редактора Н. И. Платоновой с благодарностью за популяризацию музеев-памятников «Исаакиевский собор» и «Спас на крови».

На выставке представлены 137 предметов из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и 7 предметов из собрания Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» – живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, документы.

Среди экспонируемых произведений особую значимость имеет обширное графическое наследие архитектора О. Монферрана: чертежи, эскизы, планы и разрезы, видовая графика. Группу уникальнрых материалов составляют его графические листы периода возведения Исаакиевского собора, куда вошли как чертежи нереализованных вариантов, так и проекты, высочайше утвержденные к исполнению.

Также на выставке представлены реставрационные схемы, отражающие этапы реставрации Исаакиевского собора после окончания Великой Отечественной войны.
Выставка подготовлена Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» совместно с Московским государственным объединенным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником «Коломенское».

 

 

Людмила Леусская

Выставка об Исаакиевском соборе открылась в Москве

В музее-заповеднике «Коломенское», живописной усадьбе на берегу Москвы-реки, открылась выставка «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского». Она развернута в залах Сытного двора. Без малого сто сорок экспонатов удачно вписались в архитектурное пространство здания – памятника XVII века.

Выставка приурочена к юбилейной дате – 200-летию с начала строительства главного имперского собора России. 26 июля под фундамент будущего Исаакия была заложена медная доска с текстом.

Всем известны «недвижимые» экспонаты музея-памятника – скульптура, мозаики, росписи, живопись... В фондах хранятся ценные материалы, способные рассказать много интересного о его создании, бытовании и художественном убранстве.

– Для нас это знаковый проект, в таком объеме наши коллекции впервые выезжают за пределы Петербурга, – рассказывает куратор выставки, начальник отдела учета музейных фондов Исаакиевского собора Юлия Ушкова. – Мы серьезно готовились. Хотелось показать сорокалетнюю сложную, порой драматичную историю строительства одного из величайших соборов мира в полном объеме. Поэтому на выставке представлены живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, документы. Мы подбирали самые знаковые экспонаты.

Эти экспонаты размещены на двух этажах, в каждом зале – своя тема. Здесь есть иконография святого Исаакия Далматского, церквей предшественниц Исаакиевского собора, проекты разных лет, начало строительства и его завершение, освящение храма.

Особое место по праву отдано Монферрану. Его графическое наследие демонстрируют чертежи, эскизы, планы... В том числе исполненные в 1818–1824 годах для Исаакия. О внешности архитектора можно судить по любопытному документу – паспорту. Фотографий в то время не было, обходились словесным описанием: невысокого роста, курносый, веснушчатый. «Портрет» рисует нам человека заурядной внешности, но Монферран был уверен в своей исключительности. Девиз, который взял себе архитектор, – «Не весь умру».

О том, как мог выглядеть Исаакиевский собор, если бы Монферран не отстоял свое право на его возведение, дают представление чертежи других зодчих, принимавших участие в конкурсе на «исправление» первоначального проекта.

Убранство храма – результат усилий выдающихся зодчих, скульпторов и живописцев XIX столетия. Их мастерство демонстрируют оригинальные произведения. Например, подлинные эскизы Брюллова к росписям купола собора.

Один из центральных экспонатов выставки – царские врата главного иконостаса и двух приделов: св. Александра Невского и св. Екатерины, представленные эскизами икон для мозаичных клейм Т. Неффа, Н. Майкова и Х. Дузи.

Интерьер собора украшают 62 мозаики – точные копии первоначальных живописных работ. В Москву доставили «Тайную вечерю», выполненную по оригиналу Дузи. Восстановлению ее на историческом месте помешало начало Первой мировой войны.

Выставка отражает не только историю создания собора, но и работу реставраторов, трудившихся над восстановлением художественного убранства памятника, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны. В ее состав вошли реставрационные схемы, выполненные реставраторами Ленинграда в послевоенные годы. Двухметровые полотна позволяют рассмотреть вблизи и представить реальный размер живописных изображений, расположенных на большой высоте под куполом храма.

На выставке демонстрируется фильм о строительстве Исаакиевского собора.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (6490) от 29.07.2019 под заголовком «Исаакий в первопрестольной».

Санкт-Петербургские ведомости        29 июля 2019