25.03.2019

Русский гений. К 175-летию великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова

В марте 2019 года Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» проводит ряд мероприятий, посвященных 175-летию великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова под общим названием «Русский гений».

Цикл мероприятий начался 20 марта в Исаакиевском соборе открытием памятной выставки. Выставку открыл директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю.В. Мудров. В мероприятии участвовали сотрудники музея-усадьбы «Вечаша-Любенск» В. М. Васильева и Р. М. Алексеева. На открытии выставки присутствовала Вероника Всеволодовна Прокофьева (Римская-Корсакова) и члены ее семьи.

В экспозиции представлены предметы, принадлежавшие Н. А. Римскому-Корсакову и его семье, ныне ставшие экспонатами трех мемориальных музеев композитора. Посетители могут видеть семейную икону «Спас Вседержитель» из коллекции «Мемориальные предметы» Государственного дома-музея Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине. Икона была передана в дар музею в 1972 году М. П. Римской-Корсаковой, внучкой старшего брата композитора В. А. Римского-Корсакова – мореплавателя, исследователя Дальнего Востока, контр-адмирала, реформатора военно-морского образования.

По семейному преданию, Воин Андреевич приехал в Тихвин с молодой супругой Марией Федоровной сразу после венчания в 1860 году, и родители, которые не смогли поехать в Петербург из-за болезни Андрея Петровича, отца композитора, благословили молодых этой иконой в тихвинском доме. Этой же иконой благословлен на брак внук Воина Андреевича Римского-Корсакова в 1917 году. Здесь же экспонируется одна из дирижерских палочек композитора, хранящаяся в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, активно пропагандировавшего произведения русских композиторов, имела важное просветительское значение. Представленную на выставке дирижёрскую палочку Николай Андреевич использовал в своей концертной деятельности. Магия дирижёрской палочки и жеста в сочетании с обаянием имени известного дирижёра, как правило, имеет гипнотическое воздействие на оркестрантов и публику. Также вниманию посетителей представят клавир (переложение для пения с фортепиано) первого издания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (издан в 1906 году в Лейпциге нотоиздательской фирмой М. П. Беляева) из фондов Мемориального музея-усадьбы Н. А. Римского-Корсакова (Любенск-Вечаша), филиала Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство». Клавир предваряют два весьма интересных текста: «Замечания к постановке и исполнению» самого Н. А. Римского-Корсакова и «Замечания к тексту» В. И. Бельского, многолетнего соратника и автора либретто четырех опер композитора. Николай Андреевич преподнес это издание в дар М. О. Штейнбергу, своему талантливому ученику и будущему мужу дочери Надежды, с авторским автографом: «Дорогому Максимилиану Оссеевичу Штейнбергу на память. Н Р-К 24 Ноября 1906».

В этот же вечер состоялся общедоступный концерт-приношение. Выступил Архиерейский хор Тихвинской епархии под управлением регента Дмитрия Жуйкова и ансамбль ручных колокольчиков «Перезвоны» под руководством Ольги Железниковой.

В продолжение праздничной программы 22 марта в Исаакиевском соборе прозвучала духовная музыка композитора и его учеников в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. Были исполнены произведения Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, М. И. Глинки.

24 марта состоялся общедоступный концерт, завершающий праздничную программу «Русский гений». Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудров поблагодарил участников фестиваля, хоровые коллективы и мемориальные музеи. Особая благодарность была выражена преосвященнейшему Мстиславу, епископу тихвинскому и Лодейнопольскому, поддержавшему идею проведения фестиваля.