25 апреля в музее Академии художеств состоялось открытие выставки «Впервые Парланд», посвящённой жизни и творчеству выдающегося русского архитектора Альфреда Александровича Парланда (1842–1919), выпускника Академии художеств, создателя уникального храма-памятника – собора Воскресения Христова, или Спаса на крови в Санкт-Петербурге.
Мероприятие началось со вступительного слова заслуженного артиста России В. В. Гордиенко и выступления Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста России В. Е. Беглецова. Церемонию продолжил приветственной речью директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудров. Он рассказал о личности выдающегося архитектора А. А. Парланда. По проектам зодчего в разных губерниях Российской империи были построены десятки зданий. К сожалению, не все они сохранились до наших дней. Имя архитектора на долгие годы подверглось забвению. Музей-памятник «Исаакиевский собор» организует временные выставки в тех регионах России, в которых когда-то работал Альфред Александрович.
Директор Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств А. Ю. Мудров отметил, что работы из НИМ РАХ экспонируются впервые, и выразил благодарность реставраторам, которые провели большую работу над архитектурными листами А. А. Парланда.
На торжественном открытии выставки выступил заведующий иконописным отделением Санкт-Петербургской духовной академии, профессор кафедры истории и теории архитектуры института имени И. Е. Репина, архимандрит Александр (Федоров). В своем выступлении он отметил важность поддержания доброй традиции – чтить память о выдающихся творческих личностях, исследователях прошлого. Их юбилеи – это повод снова собраться, напрячь волю и исследовательские усилия, и сделать подобный проект. И еще один аспект нынешнего мероприятия – содружество музеев, собора и архивов. Реальное сотрудничество исследователей всегда дает плоды.
Среди выступающих были директор Российского государственного архива С. В. Чернявский и потомок А. А. Парланда архитектор Е. П. Петрошень.
К 100-летию со дня смерти А. А. Парланда на Петербургском монетном дворе была отчеканена медаль. Всего выпущено 200 экземпляров. В завершении торжественной части Ю.В. Мудров вручил уникальные памятные медали организаторам и партнерам выставки.
В организации выставки «Впервые Парланд» партнёрами НИМ РАХ стали государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Государственный музей истории религии, Российский государственный исторический архив и Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Дополнили экспозицию уникальные предметы, принадлежавшие самому А. А. Парланду и членам его семьи, предоставленные на выставку из частных собраний.
На выставке представлены акварельные рисунки Парланда из фондов Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств и Государственного музея истории религии, дающие представление о таланте Альфреда Парланда как мастера акварельной живописи. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего построены десятки зданий по всей Российской империи. На выставке можно увидеть его проекты из фондов музеев Санкт-Петербурга. Также представлены документы, свидетельствующие о разных этапах становления зодчего, из Центрального государственного исторического архива. Впервые широкой публике показаны портреты и предметы мебели из частных коллекций родственников блестящего архитектора, педагога, археолога, Альфреда Александровича Парланда.
Архитектор Альфред Александрович Парланд (1842–1919)
Альфреда Парланда знают по главному труду его жизни, архитектурному шедевру в центре Санкт-Петербурга – храму Воскресения Христова (Спас на крови). Альфред Парланд является автором не только церковных проектов, но и, в частности, жилого дома в Санкт-Петербурге, замка-дворца в Нижегородской губернии (ныне находится на территории республики Марий Эл), здания театра, коммерческого училища и биржи в Рыбинске. Альфред Парланд был не только талантливым архитектором-строителем (инженерные знания помогли ему спроектировать тяжелое по массе здание на самом краю гранитной набережной Екатерининского [ныне канал Грибоедова]), но и художником-архитектором. План интерьера памятника, каждая деталь экстерьера разрабатывалась им лично.
льфред Парланд похож на художника-гуманиста эпохи Возрождения. Ему тесно было в узких рамках одной профессии, он достиг профессионального мастерства в разных сферах искусства и жизни: архитектор и археолог, преподаватель Императорской академии художеств, Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица и Московского Императорского археологического института, реставратор, создатель научных трудов, мастер акварели (две его работы хранятся в Государственном Эрмитаже). Человек неукротимой жизненной энергии.
С детства хорошо владевший английским и немецким языками, Альфред Парланд получил прекрасное образование в Техническом колледже Штутгарта и Императорской академии художеств Санкт-Петербурга, лучших учебных заведениях Германии и России. Во время пенсионерской практики в странах Европы как подлинный художник он не ограничивался зарисовкой и обмером архитектурных памятников, но занимался и реставрацией зданий в Помпеях, собирал материал для своего будущего учебника по истории античной архитектуры, серьёзно занимался рисованием и изучением европейских языков. По возвращении на родину им была перестроена церковь Знамения Божией Матери в Петергофе (1896 год). По его проектам в конце XIX — начале XX веков возведены удивительные по красоте каменные здания по всей России: церковь Успения Пресвятой Богородицы в Опочке Псковской губернии, большой трёхпридельный собор во имя святых бессребренников Космы и Дамиана с шатровой колокольней в городе Сычёвке и двухэтажный Николо-Гергиевский храм в селе Ядревичи (сейчас – Смогири) Смоленской губернии, храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском Новгородской губернии.
Безусловно, главным трудом жизни Парланда является архитектурный шедевр в центре Санкт-Петербурга – храм Воскресения Христова или, как называют его петербуржцы, Спас на крови. Больше двадцати лет жизни он отдал этому сооружению, являясь и его архитектором, и инженером-строителем, и декоратором. Уникальный памятник стал визитной карточкой города, а имя Альфреда Александровича Парланда навсегда осталось в истории отечественной и мировой архитектуры.