1.11.2024

Выставка «Мозаика судьбы»

Первого  ноября в Часовне-музее храма Воскресения Христова состоялось открытие выставки «Мозаика судьбы», приуроченной к 150-летию со дня рождения выдающегося художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова.

Торжественное мероприятие открыл директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров. Он отметил выдающиеся достижения В. А. Фролова, его огромный вклад в развитие мозаичного искусства. Директор музея поблагодарил всех участников выставки, особенно потомков творческой династии, которые предоставили уникальные предметы из семейного архива.

Юрий Витальевич вручил изготовленную специально по заказу Государственного музея «Исаакиевский собор» на Санкт-Петербургском монетном дворе медаль «Благотворитель» внуку и правнучке выдающегося художника-мозаичиста — Владимиру Александровичу Фролову и Анастасии Олеговне Мурзиной-Бенуа (директору Музея-квартиры Л. Н. Бенуа). Почетным гостям были вручены благодарственные письма за поддержку музейного выставочного проекта.

Торжественную часть открытия продолжил Концертный хор Санкт-Петербурга, исполнив музыкальные произведения из цикла «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова и Концерта для хора № 34 Дмитрия Бортнянского. Дирижировал Андрей Охлобыстин. В исполнении заслуженного артиста России Виталия Гордиенко прозвучало произведение Бориса Пастернака «Рождественская звезда».

Заместитель директора по научной работе Государственного музея «Исаакиевский собор» Анна Викторовна Голованова рассказала об уникальности мозаичного убранства храма Воскресения Христова (Спас на Крови), выполненного в мастерской В. А. Фролова и полностью сохранившегося до наших дней, — ведь в 1930-е годы вопрос об уничтожении храма-памятника поднимался неоднократно. Анна Викторовна поделилась подробностями подготовки выставки «Мозаика судьбы» и поблагодарила партнеров проекта за отклик и поддержку. Подлинные документы и мозаики, исполненные В. А. Фроловым, предоставил Центр научных учреждений Российской академии художеств (Санкт-Петербургский филиал) — Научный архив РАХ и Мозаичная мастерская РАХ. Участником выставки стал Российский государственный исторический архив, передавший для экспонирования документы, повествующие об ученических годах Владимира Фролова.

Внук мозаичиста, В. А. Фролов, выразил благодарность музею за особое внимание и сохранение памяти о своем предке, а также организацию выставки, отражающей творческие достижения художника в мозаичном искусстве. Владимир Александрович рассказал о том, как судьбы членов семьи Фроловых в разные годы пересекались с Исаакиевским собором и храмом Воскресения Христова.

К гостям обратились временно исполняющая обязанности директора Центра научных учреждений Российской академии художеств Юлия Сергеевна Анникова, праправнучка Леонтия Бенуа Анастасия Олеговна Мурзина-Бенуа и профессор кафедры русского искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина Нина Сергеевна Кутейникова, а также сотрудники Российского государственного исторического архива.

Выставка «Мозаика судьбы» основана на документах личного происхождения, среди которых можно выделить три основных источника. Это архивные документы из собрания семьи В. А. Фролова, Научного архива Российской академии художеств и Российского государственного исторического архива.

Студенческие работы Александра Никитича, Александра Александровича и Владимира Александровича, представленные на выставке, свидетельствуют о развитии таланта каждого из них и становлении творческой династии.

О повседневной жизни мастера расскажут уникальные документы эпохи — фотографии из семейного архива В. А. Фролова и А. О. Мурзиной-Бенуа. На снимках можно увидеть Владимира Александровича в кругу семьи, с женой и детьми, а также за работой в мастерской.

Самым крупным заказом частной мастерской, которую после смерти старшего брата возглавил В. А. Фролов, стало убранство храма Воскресения Христова (Спас на Крови), где мозаики сплошным ковром покрывают стены интерьера, а на фасадах расположены более 200 отдельных композиций. Позже в мастерской были набраны монументальные мозаики для других православных храмов. Образцы, созданные на этапе подготовки важных проектов и хранящиеся в мозаичной мастерской Российской академии художеств, стали значимым акцентом экспозиции.

Участником выставки стала также Студия Продюсерского Кино, предоставившая для просмотра документальный фильм о В.А.Фролове «Мастера на века» (2023).

Выставка доступна для посетителей со 2 ноября по 22 декабря в часы работы музея.
Часовня-музей храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2б.

Все фото