30.01.2014

К 250-летию Смольного института. Благотворительность и просветительство. История и современность

В основе желания помочь ближнему лежит естественное чувство солидарности, свойственное человеку с глубокой древности. Без взаимной поддержки люди были бы «жертвой стихий и добычей хищных зверей». Помощь другому, тому, кто сейчас нуждается больше, – первейший императив человеческого рода.
Ощущение этой солидарности, как и формы взаимопомощи, менялись с каждой эпохой. Но уже из древней истории мы знаем о той поддержке, которая оказывалась попавшим в беду соотечественникам храмовыми общинами Востока и древнегреческими полисами. Об этом можно прочесть в Ветхом Завете и Эллинском предании. С развитием Греции и Рима поддержка сограждан «сильными людьми» дополняется и вытесняется государственной помощью. И чем дальше шло время, тем масштабнее становилась социальная политика.
В России не было монастырей и крупных храмов, которые не содержали бы больниц, богаделен, приютов, школ, различных мастерских – в том числе для детей и подростков. Благотворительностью занималась не только церковь – не забывали о милосердии и миряне, и в первую очередь правители Руси.
Петр I заложил основы государственной системы призрения, определил категории нуждающихся лиц, ввёл предупреждающие меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил свои нововведения законодательно. Осуществляемые церковью функции призрения стали контролироваться государственными органами. Пётр также регламентировал благотворительную деятельность земских органов и частных лиц. Таким образом, в эпоху Петра I были заложены основы государственной системы социального призрения (сирот).
Елизавета Петровна, продолжая дело отца, подписала указ об учреждении домов призрения для незаконнорожденных, а Пётр III требовал принудительно «бродящих по миру малолетних» помещать в богадельни.
В царствование Екатерины II была создана сеть народных школ, сиротских домов, госпиталей, больниц и богоделен.
Важнейшей вехой в развитии благотворительности стало изданное в 1775г. «Учреждение для управления губернией Российской империи», предусматривающее создание системы общественного призрения. Приказам общественного призрения поручалось попечение о народных школах, сиротских домах, госпиталях, больницах, богадельнях и других учреждениях этого ведомства. Под влиянием нового законодательства определились как распорядок жизни в благотворительных учреждениях, так и практические формы их существования. Сложились основные типы богоугодных заведений: сиротских дом, богадельня, больница и народная школа. Таким образом, во второй половине XVIII веке в России появились органы социального попечения.
В дело общественного призрения обездоленных включались представители общества. Начали создаваться общественные организации, самостоятельно решавшие, кому оказывать помощь, и работавшие в социальной нише, которую государство не охватывало.
Однако наивысшего развития благотворительные общества достигли в следующем столетии.
Чрезвычайно значимой фигурой в истории благотворительности и просветительства стала супруга Павла I – императрица Мария Фёдоровна. При её участии была создана сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений. Под её покровительством находились воспитательные дома и Смольный институт с мещанским отделением.
Простор для развития благотворительной деятельности в рамках гражданского общества открылся в России благодаря великим реформам императора Александра II, освободившим страну от излишней опеки власти. Пионером частной благотворительности стал принц П.Г. Ольденбургский. Вслед за ним на поприще частной благотворительности появляются фигуры известных промышленников и купцов, деятелей искусств и работников земского и городского самоуправления, общими усилиями которых к началу XX столетия в России складывается настоящая система попечительства, способная помочь человеку любого возраста, попавшему в беду: ребёнку-сироте, немощному, больному, старику; оказавшимся без пищи и крова.
При советской власти прежние традиции и направления деятельности были подчинены новой идеологии. Она была заложена в новом документе 1918 года – «Положение о социальном обеспечении трудящихся». Благотворительности как общественной форме деятельности в новых условиях места не находилось.
В современной России благотворительность – явление молодое, оно насчитывает чуть более 20 лет. По историческим меркам срок невелик, но о ней можно уже говорить как о состоявшемся явлении, в рамках которого объединяются усилия власти, бизнеса и общества, примером чего сегодня является государственно-частное партнёрство.