10.04.2013

Пресс-конференция в Исаакиевском соборе

В Исаакиевском соборе состоялась пресс-конференция, посвященная реставрационным проектам ГМП «Исаакиевский собор» на 2013-2014 годы. В пресс-конференции участвовали директор ГМП «Исаакиевский собор» Н.В. Буров, председатель Наблюдательного совета Собрания друзей Исаакиевского собора В.В.Барканов, руководитель Представительства МИД РФ в Санкт-Петербурге В.В.Запевалов, пресс-секретарь Благотворительного фонда «Транссоюз» М.Державина, заместитель директора по реставрации ГМП «Исаакиевский собор» Б.Д.Подольский, управляющий отеля «Астория» В.Нойманн.
Вниманию собравшихся была представлена фотовыставка «Сохраненное равно приобретенному…», открытие которой приурочено к 195-летию со дня рождения Великого князя Александра Николаевича (Александра II).
Фотовыставка отражает основную деятельность Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» по сохранению уникального декоративно-художественного убранства храмов-памятников, входящих в состав одного из наиболее значимых и уникальных музейных комплексов России.
В 2011 и 2012 годах при участии партнеров музея – участников проекта «Собрание друзей Исаакиевского собора» – был проведен ряд масштабных реставрационных работ. Благодаря поддержке Сбербанка на крышу Исаакиевского собора вернулись после реставрации скульптуры «Ангелов со светильником» и «Апостола Павла» работы И. Витали. Скульптуры выполнены с использованием разнородных по своим характеристикам материалов, что явилось причиной появления коррозии и целого комплекса проблем. В основе сложных реставрационных работ использовались инновационные методы, обеспечивающие восполнение мелких утрат и патины на поверхности скульптуры.
В 2011 году начались работы по реставрации скульптур ангелов на балюстраде собора, а также элементов самой балюстрады. Двадцать четыре фигуры ангелов были выполнены в 1839 г. скульптором И. Германом и отлиты из бронзы на заводах К. Берда и барона П. Клодта.
Уникальными по сложности исполнения стали работы по воссозданию утраченных во второй четверти ХХ века Царских врат храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Царские врата были изготовлены ювелирным товариществом «И.П. Хлебников, Сыновья и Ко» из кованого серебра и украшены эмалевыми иконами по рисункам Н. Бруни. С помощью современных компьютерных технологий максимально точно были найдены и спроектированы детали декора и модели оклада. Иконы в киотах выполнены в технике эмалевой живописи, сложность воссоздания которой заключалась в том, что практически все секреты русских мастеров-ювелиров были утрачены. 13 марта 2012 года Царские врата храма Воскресения Христова были установлены на историческое место и 14 марта торжественно освящены епископом Гатчинским Амвросием.
Ярким событием для Санкт-Петербурга стало возвращение голоса Исаакиевского собора. Колокола храма, отлитые в середине XIX века из медных сибирских пятков, были утрачены в 1930-е годы. Одним из первых был отлит Большой (Полиелейный) колокол весом более 10 тонн. Работа проводилась по старинным технологиям на колокололитейном заводе В. Анисимова в Воронеже при поддержке ОАО «РЖД». 14 декабря 2012 года викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл совершил чин освящения этого колокола, а 19 декабря колокол был поднят на северо-восточную колокольню. После восьмидесяти лет безмолвия Исаакиевский собор обрел голос.
Уникальные кадры, сделанные в процессе реставрации петербургскими фотографами Александром Мининым, Станиславом Чабуткиным, Евгением Горохом и Евгением Мохоревым, приоткрывают обычно невидимые для посетителей музея страницы его обширной и многообразной деятельности, дают возможность увидеть различные этапы воссоздания произведений искусства, кропотливый труд, талант и мастерство профессионалов, которые помогают сохранять культурно-историческое наследие храмов-памятников для последующих поколений.