16.09.2012

Выставка «Из прошлого Смольного собора»

Выставка «Из прошлого Смольного собора» открылась в Смольном соборе. Она знакомит зрителя с архивными фотодокументами, представляющими былое великолепие и печальные страницы разрушения храма.
Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который руководил работами в 1748 –1762 годах.
Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70 лет. Состояние его постоянно ухудшалось.
В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.
20 июля (ст. ст.) 1835 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил собор во имя Воскресения Христова.
В результате затянувшегося строительства Смольный собор приобрел неповторимый облик, соединив великолепные образцы роскошного елизаветинского барокко фасадов и сдержанного классицизма в интерьере. Их кажущаяся несовместимость вызывала попытки изменить внутреннее убранство храма, приблизив его к первоначальному замыслу. Так в 1875-1881 годах в соборе появились новые иконостасы «в духе графа Растрелли», выполненные по проекту архитектора Максимилиана Месмахера.
Собор являлся действующим до начала 1920-х годов. В советское время храм постигла участь многих православных церквей в России: церковные ценности были изъяты, а в 1923 году по решению Петросовета он был закрыт для верующих и использовался как склад.
Убранство Смольного собора постепенно разрушалось. После окончания Великой Отечественной войны здесь еще сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1970-х –1980-х гг. Смольный собор стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда, здесь располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра».
В январе 1990 года был организован Концертно-выставочный комплекс «Смольный собор», а в июле 2004 года он вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Значительная часть декоративного убранства Смольного собора, к сожалению, утрачена. В экспозиции представлены копии архивных фотографий разных исторических периодов.
Выставка будет работать до 1 октября 2012.