В 2021 году Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» отмечает 90 лет со дня открытия.
Днем рождения музея принято считать 12 апреля 1931 года. В этот день, а точнее, в ночь с 11 на 12 апреля, в Исаакиевском соборе торжественной демонстрацией опыта Фуко открылся Государственный Антирелигиозный музей. Эта дата стала важной вехой не только в истории музея, но и в истории самого собора как выдающегося архитектурного памятника.
Признанный национальным достоянием Исаакиевский собор не числился в списках зданий церковного зодчества, шедших под снос, что было достаточно распространенным явлением той эпохи. Достаточно вспомнить подобный по значимости московский храм Христа Спасителя. Памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года с его уникальным декоративно-художественным убранством был уничтожен в декабре 1931 года. В этот период многие культовые сооружения были приспособлены под различные хозяйственные нужды и полностью лишены своего содержания. На этом фоне размещение в здании Исаакиевского собора государственного музея (на наш взгляд в данной ситуации профиль музея не имеет значения) юридически усиливало его позиции как памятника архитектуры и максимально способствовало его сохранению.
Предпосылки музеефикации здания возникли сразу после национализации собора в послереволюционные годы, но основанием для организации непосредственно самого музея, комплектования его фондов и создания первой экспозиции стало постановление Президиума ВЦИК от 18 июня 1928 года, согласно которому Исаакиевский собор передавался в исключительное пользование Главнауки Наркомпроса РСФСР как музейный памятник. Реставрация здания, а также создание музея были поручены А. П. Удаленкову, возглавлявшему Ленинградские государственные реставрационные мастерские Главнауки.
В период с 1928 по 1931 годы были проведены первоочередные работы по ремонту здания, а также сформированы основные фонды музея и заложены основы экспозиции, посвященной строительству Исаакиевского собора и его архитектуре. Начало комплектованию положила коллекция гравюр, поступавших в собор в разные годы из Главного управления по делам печати библиотеки Синода, но этот материал был недостаточен для организации музея, и его фонд начал пополняться за счет поступлений из других учреждений города – библиотек, музеев, архивов.
Уже на последнем этапе подготовки к открытию был подключен Союз воинствующих безбожников (СВБ), и в основу работы музея, следуя идеологическим установкам того времени, легла антирелигиозная пропаганда. Именно поэтому открытие нового музея состоялось не 1 мая, как было запланировано, а перенесено на Пасхальную ночь 11–12 апреля.