10.04.2024

Инклюзивная икона Божией Матери «Иверская» представлена в Исаакиевском соборе

10 апреля в Государственном музее «Исаакиевский собор» представили резную икону из дерева, созданную Омскими художниками для людей с нарушениями зрения. Инклюзивная икона Божией Матери «Иверская», к которой могут прикоснуться незрячие, изготовлена талантливым художником и резчиком по дереву, доцентом кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства Омского государственного педагогического университета, членом Союза художников России Павлом Георгиевичем Мининым.

Икону гостям представили директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров и председатель правления Омской региональной творческой общественной организация «ИСКУССТВО СИБИРИ», член Союза художников России Егор Павлович Минин. Также в демонстрации иконы приняла участие помощник по юридическим и финансовым вопросам Омской региональной творческой общественной организация «ИСКУССТВО СИБИРИ» Наталья Михайловна Пилецкая. Юрий Витальевич выразил благодарность Егору Павловичу и Наталье Михайловне и вручил им памятный знак в честь 165-летию со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора.

Во время мероприятия был проведен обряд освящения иконы. Освящение провел иерей Дионисий, сослужил ему алтарник Виталий.

Специальными гостями мероприятия стали участники выставки рисунков «Инклюзивных передвижников» «Лоскутный Петербург» в сопровождении президента Межрегиональной общественной организации инвалидов «На коляске без барьеров», регионального координатора партийного проекта «Единая страна – доступная страна» Юлии Викторовны Ягановой.

В состав материала, из которого выполнена икона, вошли африканское дерево сапеле и липа. Размер иконы 56,3 см по высоте и 42,3 см по ширине. Образ иконы трехмерный и сопровождается шрифтом Брайля, выполненным латунными гвоздями по периметру иконы.

Творчество Павла Георгиевича Минина занимает особое место в художественной жизни Омска. Он посвятил резьбе по дереву более сорока лет своей жизни, и благодаря энтузиазму мастера искусство резной иконы переживает второе рождение.

Еще в 1984 году в качестве дипломного проекта художник создает резное панно «Славянская сказка», а в 1990 году Павел Георгиевич приступает к работе над первой иконой, Корсунским образом Божьей Матери. Художник использует собственные наработки, введя в оформление иконы славянскую вязь из дипломной работы. Постепенно художник углубляется в изучение специализированной литературы по древнерусской живописи (Андрей Рублев, Дионисий и Феофан Грек). Восхищаясь стилизацией Ивана Билибина, художник пытается достичь того же уровня в своих эскизах путем многократного перерисовывания одной и той же композиции. За счет этого произведения П. Г. Минина обретают лаконичность и композиционное равновесие.

Со временем резные иконы Павла Минина становятся востребованными. Павел Георгиевич принимает активное участие во всероссийских и международных выставочных проектах. С 2003 года П. Г. Минин становится руководителем творческой группы по изготовлению иконостасов, в которую входят омские художники. На некоторых этапах в работе группы принимают участие ученики Минина, студенты Института искусств Омского государственного педагогического университета. За более чем 15 лет художники поработали над оформлением внутреннего убранства Троицкого кафедрального собора (Анадырь, 2003–2005), Воскресенского кафедрального собора (Калачинск, 2006–2012), Церкви Святого Духа (Омск, 2013) и других.

Характерной стилистической чертой произведений омских резчиков является сознательный отказ от полихромной росписи резных образов. Их выразительность достигается за счет самого материала: цвета, фактуры древесины и сочетания разных пород по оттенкам. Это придает омской резной иконе особые черты аскетизма, созвучные с суровым сибирским климатом, и заметно отличает ее от произведений мастеров европейской части России.

Все фото здесь