20 февраля в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике состоится открытие выставки «Воин. Миротворец. Молитвенник. Образ святого благоверного князя Александра Невского в убранстве Исаакиевского и Сампсониевского соборов и храма Спас на Крови».
На выставке будут представлены уникальные фотографии, раскрывающие иконографический образ Александра Невского через убранство трех знаменитых петербургских храмов. Каждый снимок — это не просто изображение, а целая история, повествующая о том, как мастера прошлых столетий выражали почтение великому князю через мозаики, живопись и скульптуру.
Профессиональные фотохудожники, работавшие над проектом, смогли передать не только эстетическое совершенство и монументальность храмового искусства, но и ту духовную глубину, которую вкладывали в свои творения создатели этих архитектурных произведений. Каждая работа становится мостом между прошлым и настоящим, позволяя зрителю почувствовать связь времен и величие культурного наследия.
Проект, подготовленный Государственным музеем «Исаакиевский собор» в 2021 году, уже побывал в различных регионах России и за рубежом, завоевав признание десятков тысяч посетителей.
Святой благоверный великий князь Александр Невский считается небесным покровителем Санкт-Петербурга. Поэтому присутствие его образа в многочисленных храмах Северной столицы не случайно.
В иконографии Исаакиевского собора образ этого святого, тезоименного императору Александру I, при котором в 1818 году началось сооружение храма, занимает одно из центральных мест.
Во имя великого князя освящен северный придел с циклом росписей, посвященных главным вехам его жизни. Изображения Александра Невского воплощены в Исаакиевском соборе в лучших образцах мозаики, живописи и скульптуры, выполненных выдающимися мастерами академической школы.
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) возведен на месте смертельного ранения императора Александра II.
Появление в мемориальном храме-памятнике образов святого Александра Невского, небесного покровителя трагически погибшего царя-соименника, совершенно закономерно. Как и благоверный князь, Александр II защищал православную веру, вступив в тяжелую войну за освобождение балканских единоверцев, пятьсот лет до этого находившихся под османским владычеством. За период своего правления он совершил ряд важных государственных преобразований, самым значительным из которых стала отмена крепостного права. Пророческими по этому поводу оказались слова А. И. Герцена: «Этого ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут». И действительно, деяния императора не канули в лету. Основные вехи его правления отражены в монументально-декоративном убранстве Спаса на Крови.
Один из старейших храмов Санкт-Петербурга — Сампсониевский собор — до 2017 года входил в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
После передачи здания Русской православной церкви предметы декоративно-прикладного искусства, являющиеся неотделимой частью интерьера и включенные в состав Государственной части Музейного фонда Российской Федерации, были закреплены за музеем.
Иконы Сампсониевского собора уникальны. Большинство из них датируются первой половиной XVIII века.
В первом ярусе главного иконостаса находится образ святого Александра Невского, написанный вскоре после того, как в официальную иконографию великого князя был добавлен новый атрибут, ранее никогда не использовавшийся в изводах. Вместо традиционной княжеской шубы на плечах появляется порфира (горностаевая мантия) — одна из самых значимых императорских регалий. Изменились и воинские одежды — князя стали изображать в европейских рыцарских латах.
Выставка продлится по 1 апреля 2025 года. Полукапонир № 2, «Комплекс сооружений Керченской крепости, ХIХ век», Республика Крым, г. Керчь, мыс Ак-Бурун, бухта Павловская.