18.09.2024

Игорь Юрьевич Лаврененко (7.06.1962 — 15.09.2024)

Ушел из жизни один из самых известных петербургских мозаичистов Игорь Юрьевич Лаврененко.

Игорь Юрьевич родился в 1962 году в Челябинске. Закончил Ленинградский гидрометеорологический институт и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Являлся членом Союза художников России, членом-корреспондентом Академии архитектурного наследия.

Тридцать один год назад им была основана студия «Кантарель», в которой создавали и реставрировали мозаичные иконы и декоративные панно из смальты. Под руководством Игоря Лаврененко были выполнены работы для многих храмов, монастырей и общественных зданий в разных регионах России.

Игорь Юрьевич выступал и как автор, и как исследователь и научный руководитель — все, к чему он был причастен, неизменно выполнялось на высоком художественном и профессиональном уровне, часто не имеющем аналогов в современной практике.

Значителен вклад Игоря Юрьевича в историю реставрации храма Воскресения Христова (Спас на Крови). Результат его кропотливой многолетней работы ежедневно видят посетители музея-памятника. Это двенадцать мозаичных икон афонских святых. Совсем небольшие по размеру, выполненные с ювелирным мастерством из тянутой смальты, они расположены на фланкирующих Царские врата столбиках в иконостасе храма.

К моменту передачи здания музею из двенадцати мозаик афонских святых сохранились только четыре. Иконы были загрязнены, покрыты высолами, имели значительные утраты набора, особенно пострадали лики. Игорь Лаврененко разработал технологию и специальное оборудование для изготовления тянутой смальты, определил иконографию недостающих образов святых Леонтия, Меркурия, Иакова Персидского, Пантелеимона, Георгия, Никиты, Феодора и Мины Египетского.

Эта сложная работа была возможна только благодаря его неиссякаемой энергии и настойчивости, таланту и мастерству. За нее в 2016 году Игорь Юрьевич Лаврененко был награжден медалью Святого апостола Петра (I степени).

Игорь Юрьевич вкладывал частицу своей души в каждый памятник, в каждое произведение, к которым прикасалась его рука. Его профессиональная биография — один из примеров воплощения в жизнь принципов бережного отношения к наследию отечественной культуры. Его имя навсегда останется в летописи Государственного музея «Исаакиевский собор» и в истории архитектурного Петербурга.