Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» в рамках Девятого Санкт-Петербургского международного культурного форума провёл два общедоступных концерта хоровой музыки, посвящённых 150-летию со дня рождения великого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова. Мероприятие с участием коллектива Концертного хора Санкт-Петербурга посетили жители и гости Северной столицы.
Под руководством художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста России Владимира Беглецова 16 ноября под сводами Исаакиевского собора прозвучала «Литургия св. Иоанна Златоуста», солистом выступила Александра Русева. А 17 ноября коллектив под руководством дирижёра Андрея Охлобыстина исполнил «Всенощное бдение», солистами выступили Надежда Михеева, Данис Имамутдинов и Егор Николаев.
Вокальная музыка в наследии Рахманинова занимает столь же значительное место, что и фортепианные и симфонические опусы. Особенное внимание среди произведений, раскрывающих безграничные возможности человеческого голоса, привлекают духовные сочинения композитора.
Литургия — одно из самых светлых сочинений Рахманинова. Здесь преобладают умиротворение и спокойная торжественность. Богатая палитра эмоциональных оттенков — от едва уловимых вздохов ("Тебе поем") до колокольного ликования ("Хвалите Господа с небес") воссоздаёт ощущение непостижимости окружающего духовного пространства.
Всенощная — последнее из крупных сочинений, написанных Рахманиновым в России до эмиграции. В композиции используются и древние распевы и авторские стилизации. Одна из них, "Богородице Дево, радуйся", подобно "Слёзному дню" (Lacrimosa) из Реквиема Моцарта, знакома каждому любителю музыки. Молитвенная сосредоточенность, эмоциональная экспрессия, красота мелодий, власть ритма и полифоническая мистика не противоречат друг другу. "Всенощное бдение" Рахманинова, созданное в разгар Первой мировой войны, более века служит одним из символов величия России.