21 и 22 марта в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица прошла международная научно-практическая конференция «Месмахеровские чтения 2024», по традиции приуроченная ко дню рождения Максимилиана Егоровича Месмахера (1842–1906), выдающегося архитектора, художника и педагога, первого директора Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
В программу конференции вошли исторические исследования в сфере изобразительного, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, современные научные и практические проекты, анализ и прогнозирование путей развития образования в области пространственных искусств и дизайна. В работе секции конференции «Архитектура: проблемы синтеза искусств» приняла участие кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного музея «Исаакиевский собор» Н. Ю. Толмачева с докладом «К вопросу декорирования скульптурой и живописью Исаакиевского собора (на примере подкупольного пилона)».
При проектировании декоративного оформления интерьера Исаакиевского собора по распоряжению О. Р. Монферрана создавались модели всех частей здания в натуральную величину. На них выверялась, по словам самого архитектора, «красота» сооружения. В 1844 году была изготовлена дорогостоящая модель подкупольного пилона и прилегающего к нему арочного свода бокового нефа. Лучшие резчики, художники, скульпторы, работавшие на строительстве собора, неоднократно переделывали элементы украшения моделей, добиваясь соразмерности всех деталей и сочетания цветовых решений. Оформленные по модельным образцам пилоны и своды представляют собой единый ансамбль в интерьере Исаакиевского собора и являют собой пример уникального синтеза архитектуры, живописи и скульптурных элементов, вызывая по сей день восхищение талантом Монферрана, причудливым рисунком орнаментов, тонкой и профессиональной работой мастеров, богатством материалов.