23.01.2017

День рождения Огюста Монферрана

Пересекая летом 1816 года границы Российской империи, вряд ли надеялся тридцатилетний Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, что впереди его ожидают слава, известность, награды, европейское признание как архитектора и главное творение его жизни – Исаакиевский собор.

Он родился 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа. Отец Монферрана был учителем верховой езды, позже – директором Королевской Академии в Лионе, дед – инженером, строителем мостов, мать, М.Л.Фиcтьони – дочерью итальянского торговца.

В октябре 1806 года Огюст Монферран поступаил в Королевскую специальную школу архитектуры. Но начало занятий совпало с началом наполеоновских войн, юношу призвали в 9-й Конногвардейский полк и направили в Италию. Через год, после ранения, он вернулся к учению, одновременно служа в ведомстве генерального инспектора архитектуры Парижа Ж.Молино. В 1813 году Монферран вновь поступил на военную службу и, сформировав 1-ю Версальскую роту, присоединился к армии под Дрезденом. За боевые заслуги в сражении при Арно был награжден орденом Почетного легиона.

После отречения Наполеона Бонапарта Монферран снова в Париже, у Молино, ведет наблюдение за строительными работами.

В разоренной войнами Франции новое строительство почти прекратилось, а в столице победоносной России к сооружениям предъявлялись новые требования, они должны были стать подлинно монументальными и более торжественными.

В 1814 году, во время пребывания Александра I в Париже во главе союзнических войск, разбивших Наполеона, Монферрану удалось преподнести ему роскошную папку со своими проектами памятников и сооружений и надписью: «Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Его Величеству императору всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом Французской Академии архитектуры. Париж. Апрель, 1814». Два года спустя он приехал в Россию.

В Петербурге он обратился к влиятельному сановнику, начальнику недавно созданного Комитета по делам строений и гидравлических работ и одному из организаторов первого русского высшего технического учебного заведения – Института инженеров путей сообщения А.Бетанкуру с письмом от его друга Бреге, который рекомендовал г-на Монферрана как хорошего рисовальщика. Бетанкур, ознакомившись с графическими работами Монферрана, нашел в них «много вкуса и изящества» и предложил молодому архитектору должность старшего чертежника.

В это время Александр I отдает Бетанкуру распоряжение поручить кому-либо разработку проект реконструкции Исаакиевского собора. Бетанкур предлагает эту работу Монферрану.

Начало XIX века было отмечено появлением в России различных новшеств в области строительной техники и технологии. В новых условиях требовались точные расчеты фундаментов, толщины сводов строения, сечения балок, опор и других конструктивных элементов. Практика требовала подготовки специалистов широкого профиля инженерно-строительного искусства.

Монферран в широких масштабах использовал инженерные изобретения Бетанкура – приспособления для подъема тяжестей, а также уникальные леса для поднятия гранитных колонн.

При возведении Исаакиевского собора Монферран привлекал к работе опытных, талантливых инженеров и математиков П.К.Ломновского, Л.Л.Карбоньера, Г.Ламе и Б.Клапейрона, находил интересные конструктивные решения, опередившие его время. Он сам изучал теоретическую механику и сопротивление материалов, искал способы укрепить своды собора, облегчить их, применяя металлические связки. Кирпично-каменная конструкция Исаакиевского собора буквально насыщена стальными закладными деталями.

К техническим новшествам, использованным Монферраном при сооружении собора, следует отнести устройство воздушного отопления по системе Амосова, применение гальванопластики для изготовления скульптур, золочение огневым способом куполов. Еще до появления первой в России железной дороги (1837 г.) рядом с Исаакиевским собором существовал рельсовый путь, соединявший строительную площадку со специальным причалом на Неве, где выгружались доставляемые из Финляндии блоки для гранитных колонн.

После смерти Александра I, желая увековечить его деяния, император Николай I решил создать памятник на площади перед Зимним дворцом и поручил разработку проекта Огюсту Монферрану. Проект был утвержден 24 сентября 1829 г. На пьедестал Александровская колонна была поднята в августе 1832 года, в присутствии царственных особ и многочисленных зрителей. После установки Александровской колонны Совет Академии художеств под председательством президента А.Н.Оленина присвоил французу звание «почетного вольного общника», которого удостаивались обычно либо титулованные особы, либо выдающиеся иностранные художники.

Специалисты утверждают, что если бы Монферран построил за свою жизнь только Исаакиевский собор и Александровскую колонну, то уже этим обессмертил бы свое имя и занес его в сокровищницу русской и мировой архитектуры. Но он построил много и помимо этого: дом князя Лобанова-Ростовского рядом с будущим Исаакиевским собором, крупнейшую промышленную ярмарку России – Нижегородскую, много работал по заказу именитых сановников столицы, разработал проекты домов княгини Гагариной и владельца уральских рудников П.Н.Демидова рядом с Исаакиевской площадью. А в 1836 году, после впечатляющего подъема Александровской колонны, Монферран получил не менее ответственное и сложное задание – поднять самый большой в мире Царь-колокол массой более 200 т. Отлитый при Петре I в 1701 г., колокол более века пролежал в земле, на месте отливки в Московском Кремле.

На счету архитектора – участие в проектировании московского Манежа, городских и частных зданий, ряда парадных залов и жилых помещений Зимнего дворца – комнат императрицы Александры Фёдоровны, Тронного, Фельдмаршальского, Петровского и Малахитового залов, Ротонды.

Одно из последних творений зодчего – конная статуя императора Николая I , завершающий акцент в ансамбле Исаакиевской площади. Памятник был создан по проекту Монферрана и модели скульптора П.К.Клодта, авторами скульптур для пьедестала и барельефов были Н.А.Рамазанов и Р.К.Залеман. Монумент вполне отвечал поставленной задаче – быть центром всей пространственной композиции площади, его отличают изысканность и изощренность форм.

Огюста Рикара Монферрана отличали колоссальный творческий потенциал, темперамент, последовательность и принципиальность в работе. Смелость его решений, масштабы сооружений, широта замыслов – все это оказалось востребованным в России и послужило примером для учеников и современников.