31.07.2015

Музыка Петербурга XVIII века в Смольном соборе

Концертно-выставочный зал «Смольный собор»
Пятница, 7 августа
Начало в 19:00
Концерт-выставка «Музыка Петербурга XVIII века»
Д.Бортнянский, Л.Мадонис, Ф.Арайя
Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия»
Виртуальная выставка «Пьетро Гонзага»
С 18:30 до 20:30 для слушателей открыта звонница Смольного собора
Смольный собор открыл новое, оригинальное направление концертной деятельности: концерты-выставки, соединяющие живое звучание музыки и виртуальный мир художников разных эпох и стран. Видеоэкраны в Смольном соборе давно являются полноценными «участниками» многих концертов: благодаря им появилась возможность сопровождать музыкальное исполнение богатым видеорядом. Публика в зале оказывается не только в роли слушателей концерта, но и в качестве посетителей виртуальной выставки.
Необычный концерт 7 августа соединяет музыку Петербурга XVIII века и творения Пьетро ди Готтардо Гонзага, величайшего итальянского художника эпохи барокко, который в 1792 г. был приглашен работать в Петербург. Театральный декоратор, архитектор, теоретик искусства, Гонзага являлся по сути первым театральным художником в современном смысле слова, прожив в России почти 40 лет и сыграв важнейшую роль в становлении русского театра, в том числе музыкального.
Императрица Анна Иоанновна, а затем и Екатерина II стремились, каждая по-своему, вывести Санкт-Петербург на уровень европейских столиц – законодательниц художественного вкуса. На содержание музыкального театра при дворе выделялись огромные средства, приглашались ведущие европейские композиторы, впоследствии долгие годы проработавшие в Петербурге и оказавшие принципиальное влияние на формирование русской композиторской школы. Особую роль в этом процессе сыграл приглашенный для работы в Петербурге итальянский маэстро Франческо Арайя. В Петербург прибыл также скрипач и композитор Луиджи Мадонис, ученик Антонио Вивальди, оказавший значительное влияние на развитие русской инструментальной музыки. Важнейшее место занимал в музыкальной жизни России XVIII века, в формировании русской композиторской школы Дмитрий Бортнянский – выдающийся мастер русской духовной музыки. Придворный клавесинист и композитор, он 30 лет руководил Придворной певческой капеллой, участвовал в дворцовых музицированиях, писал музыку для празднеств и спектаклей, сонаты и пьесы для обучения клавирному искусству.
Программа выставки-концерта объединяет произведения Ф. Арайи, Л. Мадониса, Д. Бортнянского и творившего в этом же культурном пространстве Пьетро Гонзага. «Следуя врожденному влечению, я усвоил привычку называть «музыкой для глаз» все зримые украшения», – писал в одном из своих трактатов П. Гонзага. В этих словах отразилась суть искусства эпохи барокко, насквозь музыкального – будь то архитектура, скульптура, поэзия… И насквозь театрального – во всех видах искусства включая музыку. Слушатели смогут услышать и увидеть, почувствовать и понять этот феномен искусства эпохи барокко – органичное единство, взаимопроникновение музыки и визуального искусства.
Известный далеко за пределами Петербурга, любимый российскими и зарубежными слушателями Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» создан в Петербурге в 1989 г. флейтистом Павлом Андреевым. Одним из первых в России ансамбль начал заниматься аутентичным (исторически ориентированным) исполнительством старинной музыки. Музыканты ставили перед собой задачу восстановить подлинное звучание европейской музыки XVII – XVIII веков, освоить и оживить в своих руках многочисленные старинные инструменты. За годы существования ансамбль стал хорошо известен в России, обрёл высокую профессиональную репутацию, гастролировал в странах Балтии, Польше, Югославии, Германии, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии, участвовал в международных фестивалях, записал ряд компакт-дисков.
Возрастная категория 6+