5.11.2015

Продолжается выставка Манолиса Бетинакиса в Смольном соборе

Россия и Греция, Крит. В течение многих веков между нами существовали тесные культурные связи. Уже в XII веке русские паломники посещали святыни острова. Вопросы культурных контактов неоднократно обсуждались на научных конференциях в Москве и Ираклионе, им было посвящено несколько выставок на Крите и в России.
Выставка «Нерукотворенные те образа…» является логическим их продолжением. Ее новизна и особенность в том, что она знакомит с художником, работающим сегодня, но при этом демонстрирующим в своем творчестве глубинные связи с традициями древней критской школы.
Выставка «Нерукотворённые те образа…» дарит уникальную возможность увидеть работы Манолиса Бетинакиса, собранные воедино из разных церквей и монастырей острова Крит. Она представляет собой 41 произведение, куда вошли иконы, несколько фресок и две мозаики. Работы охватывают почти 30-летний период творчества иконописца. Произведения представлены в окружении многочисленных фотографий с пейзажами той части острова, где расположено большинство храмов, расписанных художником. Они – документальный рассказ о жизни и работе иконописца, точно передающий своеобразную атмосферу его родных мест.
Бетинакис редко покидал Крит. Он здесь укоренён, навечно связан с жизнью острова и с жизнью церкви. Он родился в Ираклионе в 1946 году в семье священника и с ранней юности начал учиться основам иконописи у мастера Георгия Манусакиса. А в 23 года уже открыл собственную мастерскую.
Особенность образов, создаваемых Бетинакисом, – глубочайшая напряженность, сосредоточенность и строгость в сочетании с яркой, насыщенной цветом палитрой. Он не писал иконы по готовым прорисям. Он создавал собственный рисунок на грунте иконы, нанося его карандашом или кистью. Затем накладывал на фон золото, следом пишет одежды, архитектуру или пейзаж и, наконец, лики и руки. После завершения покрывал икону лаком.
Вся его жизнь – постоянный и неустанный труд, а опора – семья, разделявшая с ним и тяжесть болезни, и радость спасительного труда. Он работал каждый день по 5-6 часов – вопреки болезни и обстоятельствам, вопреки всему, что обычному человеку кажется непреодолимым. Впрочем, жизнь и работа для него одно и то же. Одно без другого невозможно. Работа – это нескончаемая молитва, воплощаемая в образах духовной реальности. Она вершится изо дня в день и сливается с вечностью…
Выставка проходит в Смольном соборе по 15 ноября.