6.03.2017

Социальные проекты в Исаакиевском соборе. Часть II

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – это подлинный центр духовной и интеллектуальной жизни Санкт-Петербурга. Проекты социального направления являются приоритетными в работе музея. Мы уже познакомились с организацией работы с посетителями с органиченными возможностями. Теперь рассмотрим социальные проекты и программы, направленные на работу со школьной аудиторией.

Культурно-образовательная программа «Музей – школе»

Работа по реализации культурно-образовательной программы «Музей-школе», которая предусматривает интеграцию в образовательный процесс большого культурного наследия Музея, стала целенаправленно проводиться с 2005 года. В 2007 году было сформировано самостоятельное подразделение - сектор по работе со школами.

Методистами сектора разработаны тематические циклы для разных возрастных групп школьников, которые проводятся во всех храмах в форме живой беседы с использованием разнообразного дидактического материала. Это пособия, иллюстрации, рабочие тетради словарь школьника, специальная детская литература, выпущенная сотрудниками музея, интерактивы. Было создано 9 тематических абонементов.

При разработке всех тем стояла задача дать представление о православной культуре как части мировой культуры и исторически традиционной для России; во главу угла ставилась толерантность, учитывалась многонациональность аудитории, и корректная подача материала, которая не затрагивала бы религиозные чувства детей.

Десятилетняя практика показала необходимость и важность такой работы, а многочисленные отзывы детей, педагогов школ и родителей служат ярким тому подтверждением.

В эксперименте, который проходил первые три года, участвовали 8 школ города, заключивших договор с Музеем на безвозмездной основе. Затем с 2008 года по настоящее время в программе приняли участие 235 школ и более 12 тысяч школьников из 562 классов посещали занятия по абонементам во всех храмах ГМП «Исаакиевский собор». Стоимость одного занятия носит символичный характер и составляет сегодня 30 рублей.

Для интеграции в образовательные программы школ знаний о ценностях, сосредоточенных в храмах-памятниках, через учебные предметы, были разработаны учебно-методические пособия для педагогов школ по различным предметам. Часть школ, участниц программы, стали активно использовать этот материал при разработке тех или иных тем по различным школьным дисциплинам. Активизации творческой деятельности учащихся и педагогов в ходе музейно-образовательного процесса помогают разработанные творческие задания по различным темам, проведение итоговых мероприятий в школах в виде викторин и турниров и, наконец, самым важным, самым долгожданным мероприятием в конце каждого года является межпредметная олимпиада с участием пяти школ, прошедших промежуточный отборочный тур.

Тематика игр самая разнообразная. Здесь и юбилейные даты в истории Санкт-Петербурга и всей России, связь науки и искусства, семидесятилетие со дня Победы и совместный проект с Этнографическим музеем. Каждая игра позволяет выявить связь между знаниями, полученными учащимися на занятиях в Музее, и учебными предметами.

В рамках большой программы «Музей – школе» реализуется программа, небольшая по числу участников, но очень важная в образовательном плане – «Введение в профессию экскурсовода». Музейные педагоги в стенах школы проводят теоретические занятия, знакомя ребят с профессией экскурсовода, затем школьники в течение учебного года посещают занятия по музейному абонементу в Исаакиевском соборе или Спасе на крови, под руководством школьного педагога готовят экскурсионные тексты и в конце учебного года проводят для своих друзей из Германии обзорную экскурсию на немецком языке. Подобные экскурсии проводятся уже восьмой год, вызывая неизменный интерес и благодарность немецких школьников и педагогов.

Главная цель работы сектора музейной педагогики состоит в том, чтобы раскрыть детям неповторимый и разнообразный мир духовной культуры и искусства, помочь развитию их любознательности, творческих сил и способностей, стимулировать на посещение музеев, как средства знакомства с разнообразной историей и культурой Петербурга, воспитывать чувство патриотизма и любви к своему городу.

Научно-просветительский проект «Наследие Бетанкура»

Этот проект разработан совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I в преддверии 260-летия со дня рождения великого инженера и учёного Агустина Бетанкура. Реализация проекта предусматривает участие Музея в конференциях, выпуске сборника научных трудов «Наследие Бетанкура», творческих выставках, итоговых и интерактивных мероприятиях. Методисты сектора организовали школьникам посещение музея Бетанкура, и полученная ими информация легла в основу создания интерактивных внеклассных уроков, которые проводились в стенах храмов-памятников.

Музейно-педагогический проект «Ангелы в гостях у ангелов» (первые шаги в православном храме)

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и реализуется на базе детского сада с посещением Исаакиевского собора. Разработан тематический курс из трех занятий, в ходе которых дети познакомятся с историей православного храма, его архитектурой и назначением; получат начальное представление о православной культуре, живописи, иконописи на примере художественно-декоративного убранства Исаакиевского собора. Такие встречи помогут расширить кругозор ребенка, дадут представление об окружающем мире и откроют его красоту и гармонию. Они призваны воспитывать чувства доброты, сострадания и милосердия, стать залогом высокой духовности и нравственности.

«Искусство живописной эмали»

В 2012 году при ГМП «Исаакиевский собор» была открыта детская «Студия живописной эмали» под руководством художника-эмальера, члена Союза художников России Ларисы Анатольевны Соломниковой, одного из авторов реставрации Царских врат Спаса на крови. Ученики нескольких школ, участвующих в музейной программе, стали постигать азы сложной техники горячей эмали.

Уже есть первые победитель – лауреат I степени VIII Международного фестиваля-конкурса детского и молодежного творчества, прошедшего в декабре 2016 года в Вильнюсе, Ульяна Алехина. Такая преемственность поколений помогает сохранению культурных традиций, умножению национального богатства России.

Квесты в Исаакиевском соборе

В октябре 2016 года Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» присоединился к Межвузовскому студенческому культурно-историческому квесту. Задачей квеста было знакомство студентов с историей и традициями Санкт-Петербурга и России, формирование у молодёжи патриотизма и любви к своей Родине. Одной из станций квеста стала мемориальная экспозиция «Чтобы помнили…», расположенная в подвале Исаакиевского собора и посвященная героическому подвигу музейщиков в дни 900-дневной блокады Ленинграда. Сотрудники музея показали участникам фильм о событиях тех лет, после чего студенты ответили на вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Аналогичные мероприятия проводятся в музее регулярно.

Благотворительная акция «Дети рисуют в храме»

Это знаковое мероприятие, которое проходит в Исаакиевском соборе на протяжении последних десяти лет, стало результатом сотрудничества Музея с Международным фондом поддержки культуры «Мастер Класс». Каждый год под сводами Исаакия собирается более 200 детей из общеобразовательных школ и школ-интернатов, детских домов и детских садов, которые занимаются в художественных школах, кружках, студиях, и начинается настоящее действо – дети рисуют в храме, рассказывая языком красок об истории города, его красоте и величии («Чудеса Петербурга»), о страшных днях блокады («Ваша победа – наша память»), о доброте и милосердии.

В прошлом году благотворительная акция «Мозаика Вселенной» приобрела международное значение. Был организован телемост с Германией, и одновременно с российскими детьми акцию проводили немецкие ребята. С космической орбитальной станции к детям обратились с приветственным словом космонавты. В этом году планируются телемосты с Германией, Францией, Швецией, и в дальнейшем круг друзей будет расширяться.