Художественное убранство Исаакиевского собора – блестящий пример синтеза архитектуры и живописи. Их объединяет гармония общего замысла и совершенство исполнения. Только здесь сохранилась столь многочисленная коллекция русской монументальной и станковой религиозно-исторической живописи 1830–1860-х годов.
105 росписей и 71 картину создали замечательные живописцы, сумевшие объединить основы русской академической школы с европейскими художественными традициями: Н. М. Алексеев, П. В. Басин, А. Е. Бейдеман, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, Ф. П. Брюллов, И. К. Дорнер, К. Дузи, С. А. Живаго, Ф. С. Завьялов, Н. А. Майков, А. Т. Марков, К. А. Молдавский, Ч. Муссини, Т. А. Нефф, А. П. Никитин, Е. А. Плюшар, Ф. Н. Рисс, В. К. Сазонов, П. М. Шамшин, В. К. Шебуев, А. К. Штейбен, К. К. Штейбен.
Иконографическая программа Исаакиевского собора уникальна, авторами ее идейного замысла были представители Святейшего Синода, император Николай I, архитектор О. Монферран. Руководил живописными работами крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств В. К. Шебуев.
Двенадцать росписей исполнены Ф. А. Бруни, в том числе «Страшный суд», «Видение пророка Иезекииля», «Всемирный потоп», «Солнце, луна и звезды с группами ангелов», «Творец благословляет Свои творения» и «Шестидневное сотворение мира».
Грандиозен по своим размерам (816 кв. м) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь в окружении святых». Учитывая размеры и сферическую поверхность купола, К. П. Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода.
Важнейшее место в живописном цикле храма занимают «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек» Е. А. Плюшара и «Нагорная проповедь» кисти П. В. Басина, близкие по цветовой гамме локальных тонов, согласующихся с плафоном главного купола.
Подготовлено Н. А. Арютиной, А. В. Елкиным, А. В. Половинкиной