«Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции» – тема III международной научно-практической конференции, проведенной 25–26 октября 2017 года Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры и Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств. Конференция была посвящена 175-летию Альфреда Александровича Парланда.

 

В материале научных статей, представленных в XX выпуске сборника «Кафедра», отмечено многообразие тем, связанных с сохранением памятников культурного наследия в XXI веке.  Концепции и модели сохранения и реставрации памятников культуры, музеефикация дворцово-парковых комплексов как способ сохранения презентации культурного  наследия, дворцовые и парковые ансамбли как объект искусствоведческого исследования и реставрации.

 

Актуальными вопросами современной музейной жизни по-прежнему остаются этические и практические вопросы организации процесса подготовки профессиональных кадров в сфере реставрации и охраны объектов культурного наследия.

 

Редакционная коллегия:
Ю. В. Мудров (председатель, главный редактор), архимандрит Александр (Федоров), М. А. Ариарский, Е. Я. Кальницкая, А. В. Квятковский, Е. И. Малявина, Б. Д. Подольский, Э. А. Филиппова.

 

 

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

 

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургский институт культуры и Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств провели III Международную научно-практическую конференцию «Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции». Конференция была посвящена 175-летию выдающегося архитектора, автора храма-памятника Воскресения Христова (Спаса на крови) Альфреду Парланду.

 

Посвящение конференции юбилею архитектора не случайно. Альфред Парланд создал замечательный памятник культового зодчества, который можно причислить к шедеврам мирового искусства и архитектуры. Именно в нём как нельзя более ярко и мощно высветились и собственно творческие индивидуальные черты зодчего, и неповторимое национальное своеобразие сооружения.

 

Важно и то, что храм-памятник Воскресения Христова в полной мере прошёл путь славы и блеска, разрушительного воздействия времени и злых «умыслов», политических катаклизмов. Но результатом, в конце концов, стало возрождение храма, пришедшее вместе с духовным возрождением страны.

 

Участники конференции обсудили теоретические, практические и этические вопросы экспертизы, реставрации и сохранения объектов культурного наследия, а также проблемы образования в сфере реставрационной деятельности. Прозвучали доклады и сообщения исторического и искусствоведческого характера. Все эти сообщения подвели, на наш взгляд, к мысли о многомерности, глубине и величии культурного и духовного наследия, доставшегося нам и которое мы обязаны сохранить.

 

Этому, я надеюсь, и послужила III Международная конференция, собравшая крупных специалистов и начинающих исследователей России и Франции.

 

Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»,
почётный академик Российской академии художеств
Ю. В. Мудров

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступительное слово директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», почетного академика Российской академии художеств Юрия Витальевича Мудрова

Арутюнян Ю. И.

    Реставрация средневековой скульптуры в XIX веке: теория и практика

Белоножкин А.Е.

    Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств: современное церковное искусство в историческом интерьере

Боровская Е.А.

    Русская церковь во Флоренции: история, архитектура и современная реставрация

Гийма Летисия

    Новый взгляд на запрестольные украшения: сохранить историю

Голованова А.В.

    К проблеме воссоздания сени храма Воскресения Христова: авторский замысел или историческое исполнение

Доминов М.Ш.

    К вопросу о реставрации икон главного иконостаса Сампсониевского собора

Квятковский А.В.
Филиппова Э.А.

    К вопросу о полкрвых храмах Царского Села. Церковь св. мученика Иулиана Тарсийского

Мале Алан

    Проекты реставрации колокольни Шартрского собора

Махлина С.Т.

    Историческая динамика восприятия памятников искусства

Монастырев М.М.

    Особенности мер государственной охраны в отношении выявленных и включенных в реестр объектов культурного наследия

Москвина И.К.

    Альфред Парланд и ценности мировой и отечественной культуры

Обер Пьер

    Литургия, совершаемая в соборе, увековечивает смысл и сохраняет дух места

Одбер Марк

    Угрожает ли техническое вмешательство сакральному характеру памятника

Панайотов Г.Х.

    Храм-памятник Александру Невскому в Софии. Иконописное убранство

Петров П.В.

    Крестовоздвиженская церковь в Новом Петергофе

Свиридова Л.О.

    Язык древнерусской иконописи: проблема сохранения

Толмачева Н.Ю.

    Альфред Александрович Парланд –создатель Спаса на крови (храма Воскресения Христова)

Шумилова Х.В.
Щедрова О.В.

    Скульптурные группы «Геракл и Антей» и «Похищение Прозерпины Плутоном» у портика Горного института: история бытования, исследования, реставрация

Щедрин П.Г.

    Реставраторы Исаакиевского собора: Юрий Павлович Спегальский (1909–1969), архитектор и верхолаз