В русском языке среди синонимов слова «добро» есть слово «благо», и словосочетание «делать добрые дела» можно заменить одним словом – «благотворительность». Наряду с благотворительностью в России заметное место занимало просветительство, направленное на распространение идей добра и справедливости. Оба эти явления имеют богатую историю, их участниками на разных этапах развития были государство, церковь, общественные организации и частные лица. Чтобы сохранить и преумножить человеческий опыт благотворительности и просветительства, мы должны знать их исторические корни, основные этапы развития, взаимосвязь с различными сферами общественной жизни.
Представленные в настоящем сборнике статьи посвящены опыту благотворительности и просветительства в жизни общества.
Опубликованные в сборнике статьи и материалы представлены в авторской версии, и за изложенные в них сведения и факты редакция ответственности не несет.
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
К открытию в 1835 году Воскресенского Смольного собора в его алтарной части была установлена мраморная доска в память императрицы Марии Федоровны, на которой перечислены 17 заведений, находившихся под ее покровительством. С именем Марии Федоровны связано возникновение в России системы благотворительных и учебно-воспитательных заведений, благодаря ей дело благотворения стало делом государственным.
Чтобы сохранить и преумножить человеческий опыт благотворительности мы должны знать ее исторические корни, основные этапы развития, взаимосвязь с различными сферами общественной жизни.
Перед Вами сборник научных трудов «Кафедра», который мы посвятили истории и традициям благотворительности и просветительства в России, а также замечательному юбилею – 250-летию открытия в Санкт-Петербурге Смольного института благородных девиц.
Продолжая традицию, в рубрике «Научные изыскания» мы представляем статьи наших коллег, в которых нашли отражение результаты научных исследований в области исторического и культурного наследия России и мировой культуры.
Н.В. Буров
Директор Государственного музея-памятника«Исаакиевский собор»
Содержание
Вступительное слово директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», главного редактора
Клятвенное обещание Сердобольных вдов, 1815 г.
Уставъ С.-Петербургскаго православнаго Исаакiевскаго Братства
|
|
|
Алиева Н.В.
|
|
Смольный институт в эмиграции
|
|
|
|
Арутюнян Ю.И.
|
|
Педагоги и благотворители: стипендии, конкурсы, премии в системе Императорской академии художеств XVIII–XIX веков |
|
|
|
Балеева К.И. |
|
Вопросы трансформации традиционного института благотворительности в исторической ретроспективе |
|
|
|
Быкасова Л.В.
|
|
Концепт «благотворительность» как объект исследования |
|
|
|
Веремьянина А.С.
|
|
Патронатное дело в Петергофе |
|
|
|
Голованова А.В.
|
|
О судьбе образа трех святых в Исаакиевском соборе |
|
|
|
Иванова О.А.
|
|
Благотворительность как «жертва» войны (на примере Московского Вдовьего дома в 1812 г.) |
|
|
|
Котков В.М.
|
|
Добрый след Главного священника армии и флотов |
|
|
|
Коткова Ю.В.
|
|
Несколько слов о благотворительной деятельности военного и морского духовенства |
|
|
|
Оснос О.А.
|
|
Благотворительность – путь к духовному возрождению России |
|
|
|
Репина Е.Л.
|
|
Из истории российской благотворительности |
|
|
|
Степанова А.В.
|
|
Благотворительность, церковь, просвещение. Возрождение братской жизни в России в XIX веке |
|
|
|
Филиппова Э.А.
|
|
Общественная и благотворительная деятельность Е.В. Богдановича (1829–1914) |
|
|
|
Хайретдинова М.Е.
|
|
Эра милосердия: по материалам выставки «Памяти Марии Федоровны – императрицы-благотворительницы» |
|
|
|
Чернышева Е.К.
|
|
Санкт-Петербургское Православное Исаакиевское Братство
|