4 марта 2018 года выдающийся памятник русского и мирового искусства первой половины XIX столетия, построенный по проекту архитектора Огюста Монферрана – Исаакиевский собор отметил 200-летие со дня начала строительства.
К этому юбилею Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» подготовил большой межмузейный проект, в рамках которого состоялась научно-практическая конференция под названием «200 лет начала строительства Исаакиевского собора».
Опубликованные в XXI выпуске сборника «Кафедра» статьи содержат, в том числе, новые архивные документы, материалы, рассказывающие о различных периодах и этапах строительства и реставрации, прихожанах и причте Исаакиевского собора, а также концепциях, проектах и авторских чертежах, моделях, эскизах художников. Особый интерес представляет описание фотоматериалов из фондов РОСФОТО и Музея истории Санкт-Петербурга, например, уникальные кадры, сделанные с недавно освящённого Исаакиевского собора П. А. Ришбуром, официальным фотографом императора Франции Наполеона III.
Сборник опубликован в двух томах.
Редакционная коллегия:
Ю. В. Мудров (председатель, главный редактор)
Архимандрит Александр (Федоров), А. В. Квятковский, Б. Д. Подольский, В.-И. Т. Богдан, Ю. С. Ушкова, Э. А. Филиппова А. С. Першина (редактор).
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
Четвёртый Исаакиевский собор в Петербурге, построенный по проекту Огюста Монферана, не только шедевр мировой архитектуры и исключительный памятник отечественного искусства. Практически сразу со времени его возведения он стал символом имперской столицы, квинтэссенцией высших творческих достижений в области искусств, науки, техники, олицетворением духовных устремлений нашего народа. Оказал он влияние и на общий процесс развития европейской архитектуры XIX столетия.
Вот почему неисчерпаемы темы для исследований, что наглядно демонстрирует настоящая конференция и труды, составившие ее программу.
Но вместе с тем, вновь со всей ответственностью можно заявить, что данный научный форум, при всей добросовестности и глубине исследований, и сегодня не приблизил нас к полному уяснению исторической и художественной ценности наследия Великого зодчего.
Надеюсь на новые научные собрания и ваше активное в них участие!
Директор
Государственного музея-памятника
«Исаакиевский собор», почётный академик
Российской Академии художеств Ю. В. Мудров
Содержание
I том | |||
Вступительное слово директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», почетного академика Российской академии художеств Юрия Витальевича Мудрова | |||
Александрова В. В. Шумилова Х.В. Щедрова О.В. |
Реставрация аттика и скульптуры с фасада евангелическо-лютеранского храма апостола Петра (Petrikirche) | ||
Арутюнян Ю.И. | Концепция «историзма» в искусстве 1820–1850-х гг.: опыт России и Франции | ||
Белковская В.М. | Каменная отделка Исаакиевской церкви 1796–1775 | ||
Белоножкин А.Е. | Колонна в саду Академии художеств (к истории сотрудничества Императорской Академии художеств и Комиссии о построении Исаакиевского собора | ||
Богдан В.-И.Т. | Фрагменты эскиза композиции «Поклонение царей земных Царю небесному» для росписи Исаакиевского собора в собрании Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств | ||
Голованова А.В. | Комиссия по строительству Исаакиевского собора: новые факты | ||
Доминов М.Ш. | К истории реставрации икон Т. А. Неффа в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга | ||
Исмагулова Т.Д. | Граф Арсений Андреевич Закревский и его особняк у Исаакиевского собора (1833–1848) | ||
Китаев А.А. | Светописные сокровища России | ||
Клишевич Е.А. | Фонтаны «Никольский» и «Петровский»: творческие контакты Витали и Монферрана до конкурса на скульптурный фронтон Исаакиевского собора | ||
Кривдина О.А. | Скульптурные группы «Воскресение Христово» и «Преображение Господне» Н. С. Пименова. Главные аспекты истории создания групп для Исаакиевского соборав Санкт-Петербурге | ||
Лагунин И.И. Тютюнникова Г.В. |
История домовой церкви в усадьбе Васильчиковых-Строгановых Волышово. К пректу реставрации | ||
Любезников О.А. | Петроградские (ленинградские) адреса архитекторов Исаакиевского собора довоенной эпохи | ||
Максимова А.В. | Исаакиевский собор в фотографии середины XIX века | ||
II том | |||
Махлина С.Т. | Классицизм в жилом интерьере России | ||
Павлов В.Е. | Бетанкур и Монферран | ||
Панайотов Г.Х. | Из истории развития иконографии преподобного Исаакия Далматского | ||
Половинкина А.В. | Прихожане и причт Исаакиевского собора в 1863 и 1913 гг. (по материалам метрических книг) | ||
Пудова В.А. | Работы А.Е. Бейдемана в соборе во имя св. Александра Невского в Париже | ||
Ребриева Е. С. | Архитектор А.Л. Ротач – руководитель реставрации здания Исаакиевского собора в 1950–1962 гг. | ||
Савинова Е.А. | Проектные модели Исаакиевского собора | ||
Сузуки М. | Икона «Воскресение Христово» К. Штейбена в Японии и несколько замечаний о русских иконах в Японии (Resurrection Icon by Steuben in Japan and some remarks upon Russian icons in Japan) |
||
Толмачева Н.Ю. | Мастера скульптурного убранства Исаакиевского собора: И. Витали и И. Дылев | ||
Филиппова Э.А. | Настоятели кафедрального Исаакиевского собора (1858–1917) | ||
Хвостова Г.А. | К истории создания росписей Исаакиевского собора. Подготовительный этап 1841–1846 годов | ||
Черненко В.А. Щедрин П.Г. |
Скульптурное убранство балюстрады круговой колоннады Исаакиевского собора |