Исаакиевский собор между прошлым и будущим
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
Позвольте представить вашему вниманию ежегодный сборник научных трудов музея «Кафедра».
В этом году он посвящен 150-летию со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора. На страницах сборника мы представляем историю создания храма и его современную жизнь, публикуем материалы сотрудников музея, которые на протяжении многих лет сохраняли для нас и наших потомков выдающийся памятник рус¬ского церковного искусства. Открывают сборник статьи Георгия Петровича Бутикова, Николая Викторовича Нагорского и Виктора Львовича Разуваева.
Впервые мы представляем архивные материалы и результаты совместной деятельности нашего музея и Ассоциации «Возрождение Монферрана» (Франция), в разделах «Научные изыскания» и «Методическая и экскурсионная работа» можно познакомиться с сегодняшним днем музея.
«Сияние славы Господней» называло духовенство Исаакиевский собор, величественнейший памятник Русской православной церкви. Одно из крупнейших купольных сооружений Европы, не имеющий аналогов в мировой и отечественной архитектуре и искусстве Исаакиевский собор уступает по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Сегодня невозможно представить облик нашего города без Исаакиевского собора, объединяющего в единый ансамбль Исаакиевскую и Сенатскую площади. Исаакиевский собор по праву является одним из символов Северной столицы. Славу Исаакиевского собора возвышали его драгоценные святыни.
На клиросах у главного алтаря храма хранился крест с Животворящим Древом Господним и значительная часть мощей святого апостола Андрея Первозванного, присланные в дар Святейшему Синоду от Иерусалимского Патриарха Афанасия.
Список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери с возложенной золотой ризой с надписью: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей».
Нерукотворный образ Спасителя с золотой ризой и изображением тернового венца, принадлежащий Петру I и пожертвованный собору императором Александром II.
Как почетные реликвии были переданы в Исаакиевский кафедральный собор и хранились в нем знамена ополчения 1812 года, четыре знамени ополчения Санкт-Петербургской губернии времен Крымской войны 1853—1856 гг. и трофейные турецкие знамена.
В Исаакиевском соборе с особой торжественностью совершались Божественные литургии, проводились торжественные богослужения в честь святых, тезоименитных членам царствующей фамилии, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии, совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, привлекая большое стечение молящихся. Вместе с духовенством и горожанами в этих процессиях шествовали кавалеры главных российских орденов, и среди них кавалеры ордена святого благоверного великого князя Александра Невского с образами своего небесного покровителя.
Исаакиевский собор был не только кафедральным храмом Российской империи, но и духовным центром Северной столицы. У его стен отмечались такие празднества, как годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, и в те времена еще памятное «чудесное спасение Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков» (Отечественная война 1812 года, этот праздник был установлен в 1814 году и отмечался 25 декабря).
В числе воинских праздников почитались и «кавалерские». В день прославления святого благоверного великого князя Александра Невского, тезоименитного трем русским императорам. Особо зрелищным было участие в молебнах на Исаакиевской площади овеянных воинской славой гвардейских полков. Под звуки серебряных труб и барабанов пешим и конным строем стекались на площадь мужественные измайловцы и семеновцы, кирасиры и гусары, кавалергарды и егеря. Как правило, воинские праздники завершались салютами и иллюминацией на Неве, Мойке и Фонтанке.
С 1862 года в Исаакиевском соборе чествовали память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Приезжавшие в столицу иностранцы считали для себя обязательным побывать в Исаакиевском соборе. Его посещали царственные особы, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы.
Первое десятилетие XXI века ознаменовано для музея празднованием памятных дат: 100-летия со дня окончания строительства и освящения храма Воскресения Христова (Спаса на крови), 150-летия со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора, 300-летия Сампсониевского собора и 175-летия Воскресенского Смольного собора.
В 2008 году, юбилейном для Исаакиевского собора, праздничные мероприятия открывались художественными конкурсами «Дети рисуют Ангела» в Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова (Спас на крови) и конкурсом «Дети рисуют храм» в Смольном соборе.
12 июня 2008 года, в день освящения Исаакиевского собора, в нем совершил праздничную Божественную литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении с архиепископом Тихвинским Константином, епископом Петергофским Маркеллом, наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандритом Назарием и духовенством Санкт-Петербургской митрополии.
После праздничного богослужения для петербуржцев и гостей солисты и участники Детского хора радио и телевидения Санкт-Петербурга и Камерного хора Смольного собора исполнили произведения русской духовной музыки. В Смольном соборе была открыта фотовыставка «Исаакиевский собор в новейший период».
К юбилею собора в музее подготовлены новые издания «Главный иконостас Исаакиевского собор» и «Врата Исаакиевского собора». Завершится юбилейный год проведением ежегодной научно-практической конференции музея «Исаакиевский собор между прошлым и будущим» и открытием выставки «Исаакиевский собор: модели времени», посвященным памятной дате.
Н.В. Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
| СОДЕРЖАНИЕ | ||
| Буров Н. В. | Вступительное слово | |
| Бутиков Г. П. | Неповторимый памятник архитектуры | |
| Нагорский Н. В. | Настоятели Исаакиевского собора | |
| Разуваев В. Л. | Осадка Исаакиевского собора | |
| Архив научных исследований | ||
| Бубнева Н. А. | Деятельность Комиссии о построении Исаакиевского собора 1818 – 1858 гг. | |
| Гусева И. Ф. | Орнаменты в решении художественного образа Исаакиевского собора | |
| Давид В. М. | Художественные и конструктивные особенности и история создания купольного завершения Исаакиевского собора | |
| Калинин Б. А. | Борьба церковников Исаакиевского собора против народа | |
| Сиднева И. А. | Скульптура Исаакиевского собора и некоторые проблемы русской монументальной скульптуры середины XIX века | |
| Научные исследования | ||
| Белецкая Л. И. | Из истории музеефикации Исаакиевского собора | |
| Борисов И. В. | История добычи карельского мрамора для Исаакиевского собора | |
| Булах А. Г. , Воеводский И. Э. | Порфир и мрамор, и гранит | |
| Голованова А. В. | История реставрации витража Исаакиевского собора | |
| Дементьева Ю. М. | Памятники религиозной культуры в программе археологических съездов России (1869-1914) | |
| Исаченко В. Г. | Исаакиевский собор в литературе | |
| Корниченко Е. М. | Музейное использование Никольской церкви в Сортавале | |
| Мишура О. О. | История создания и реставрации росписей Исаакиевского собора на сюжеты из истории Древней Руси | |
| Окунев С. Н. | Завод Берда и Исаакиевский собор | |
| Оснос О. А. | Исторический облик Исаакиевской площади | |
| Репина Е. Л. | Архитектура Исаакиевского собора | |
| Филиппова Э. А. | Издательская деятельность «Кафедры Исаакиевского собора» | |
| Хвостова Г. А. | Создание Ф.А. Бруни росписей в Исаакиевском соборе | |
| Хитарова И. Ю. | Участие А.Е.Бейдемана в создании иконы «Архистратиг Михаил» | |
| Чернышева Е. К. | Торжественное празднество открытия и освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя преподобного Исаакия Далматского | |
| Цилага Л. Е. | Роль храмов-музеев в современной Греции на примере трех представительных парадигм | |
| Петров Т. Г. , Шуйский А. В. | Малахит в убранстве Исаакиевского собора и выращиваемый малахит как материал для реставрации | |
| Методическая и экскурсионная работа | ||
| Михайлова Н. В. | Экскурсионно-методическая работа в Государственном музее-памятнике Исаакиевский собор» | |
| Лямина В. И. | Межмузейный проект « Монферран» Государственного музея-памятника Исаакиевский собор» и Государственного Эрмитажа | |
| Шарий А. С. | Программа «Музей – школе» | |
| Проект "Монферран" | ||
| Квятковский А. В. | Архитектор Огюст Монферран – создатель Исаакиевского собора | |
| Бондарчук В. Г. | Документы Огюста Монферрана в Российской Национальной библиотеке | |
| Догадаева Е. В. | «…Заведение таковое усугубит славу Государя и государства» | |
| Доминов М. Ш. | Архивные материалы по строительству Исаакиевского собора | |
| Ушкова Ю. С. | Судьба творения О. Монферрана в новейшей истории России (после 1917 г.) | |
| Проблемы инженерного обеспечения памятников архитектуры и искусства | 
| Глухов А. М. | Акустика и звуковая система Смольного собора | 
| Никулин Д. А. , Стрелец М. Х. , Чумаков Ю. С. | Результаты компьютерного моделирования аэродинамики и температурного состояния интерьера Исаакиевского собора |