Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции
(к 175-летию Альфреда Парланда)

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

В связи с исполняющимся 175-летием выдающегося архитектора Альфреда Александровича Парланда (1842–1919), автора храма Воскресения Христова (Спас на крови), Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургский Государственный институт культуры при участии Государственного музея-заповедника «Петергоф» проводят III Международную научно-практическую конференцию «Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции».

Участники конференции обсудят теоретические, практические и этические вопросы экспертизы, реставрации и сохранения объектов культурного наследия, а также проблемы образования в сфере реставрационной деятельности. Прозвучат доклады и сообщения исторического и искусствоведческого характера.

Спектр поставленных вопросов велик, но все же они не исчерпывают заявленные темы в полной мере. Это дело и будущих конференций, становящихся традиционными.
Посвящение конференции юбилею выдающегося архитектора не случайно. Альфред Парланд создал замечательный памятник культового зодчества, который можно причислить к шедеврам мирового искусства и архитектуры. Именно в нем как нельзя более ярко и мощно высветились и собственно индивидуальные творческие черты зодчего, и неповторимое национальное своеобразие сооружения.

Важно и то, что храм Воскресения в полной мере прошел путь славы и блеска, разрушительного воздействия времени и злых «умыслов», политических катаклизмов. Но результатом, в конце концов, стало возрождение храма, пришедшее вместе с духовным возрождением страны и общества.

Все сообщения – исторические, искусствоведческие, культурологические – подводят нас к мысли о многомерности, глубине и величии культурного и духовного наследия, доставшегося нам, которое мы обязаны сохранить. Этому, я надеюсь, и послужит настоящая Международная конференция, собравшая крупных специалистов и начинающих исследователей России и Франции.

Ю. В. Мудров,
директор ГМП «Исаакиевский собор»,
почетный член Российской академии художеств

СОДЕРЖАНИЕ    
Арутюнян Ю. И.   Реставрация средневековой скульптуры в XIX веке: теория и практика
Балашова А. В.   Скульптурный декор Северных врат Казанского собора: прообраз XV в. и стилистика классицизма
Бондарчук В. Г.   Роль художественного творчества в жизни архитектора-реставратора: живопись и графика Александра Лукича Ротача (1893–1990)
Боровская Е. А.   Русская церковь во Флоренции: история, архитектура и современная реставрация
Гавриленко В. В.   Геолого-петрографический фактор в архитектуре культовых сооружений (на примере России и Франции)
Гийма Л.   Десятивековая история скульптуры открывается за полихромностью заалтарных украшений
Голованова А. В.   К проблеме воссоздания сени храма Воскресения Христова: авторский замысел или историческое исполнение
Доминов М. Ш.   К вопросу о реставрации икон главного иконостаса Сампсониевского собора
Исаева О. А.   Проблемы взаимодействия теории и практики реставрации древнерусской монументальной живописи
Корнилова А. В.   Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Проблема реставрации и реконструкции
Леонов И. В.   «Новодел» как феномен современной реставрации: факторы востребованности и границы применения
Луар Э.   Современное витражное искусство
Мале А.   «Шартр – святилище мира», ассоциация, чья деятельность направлена на сохранение наследия Шартрского собора
Махлина С. Т.   Историческая динамика восприятия памятников искусства
Монастырев М. М.   Выявление и включение в реестр объекта культурного наследия: особенности правовой защиты
Москвина И. К.   Альфред Парланд и ценности мировой и отечественной культуры
Мудров Ю. В.   Церковь святого Николая Чудотворца воинского гарнизона г. Павловска в память императора Павла I
Панайотов Г. Х.   Иконописное убранство храма-памятника Александра Невского в Софии
Петров П. В.   Крестовоздвиженская церковь в Новом Петергофе
Попова П. И.   Представление современного искусства в культовых сооружениях России и Франции как способ сохранения памятников архитектуры
Ремо Б.   Кафедральные соборы: живое культурное наследие, в котором участвуют все
Свиридова Л. О.   Проблема сохранения традиционного языка древнерусской иконописи
Серван де Лер М.   XXI век: великий проект реставрации собора Нотр-Дам де Шартр, Франция
Скотникова Г. В.   Виленские святые в идейном замысле двух уникальных памятников русской культуры
Суарес Ж.   Способ и техника реставрации
Суворов Н. Н.   Памятник культуры между предметностью и концептуальностью
Толмачева Н. Ю.   Альфред Александрович Парланд – создатель Спаса на Крови (храма Воскресения Христова)
Филиппова Э. А.   К вопросу о реставрации культурного наследия

Чалова Е. И.,
Пономарева К. С.

  К вопросу о проблеме реставрации объектов современного искусства
Шумилова X. В.,
Щедрова О. В.
  Скульптурные группы «Геракл и Антей» и «Похищение Прозерпины Плутоном» у портика Горного института: история бытования, исследования, реставрация
Щедрин П. Г.   Реставраторы Исаакиевского собора. Юрий Павлович Спегальский (1909–1969), архитектор и верхолаз