Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции
(к 175-летию Альфреда Парланда)
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
В связи с исполняющимся 175-летием выдающегося архитектора Альфреда Александровича Парланда (1842–1919), автора храма Воскресения Христова (Спас на крови), Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургский Государственный институт культуры при участии Государственного музея-заповедника «Петергоф» проводят III Международную научно-практическую конференцию «Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции».
Участники конференции обсудят теоретические, практические и этические вопросы экспертизы, реставрации и сохранения объектов культурного наследия, а также проблемы образования в сфере реставрационной деятельности. Прозвучат доклады и сообщения исторического и искусствоведческого характера.
Спектр поставленных вопросов велик, но все же они не исчерпывают заявленные темы в полной мере. Это дело и будущих конференций, становящихся традиционными.
Посвящение конференции юбилею выдающегося архитектора не случайно. Альфред Парланд создал замечательный памятник культового зодчества, который можно причислить к шедеврам мирового искусства и архитектуры. Именно в нем как нельзя более ярко и мощно высветились и собственно индивидуальные творческие черты зодчего, и неповторимое национальное своеобразие сооружения.
Важно и то, что храм Воскресения в полной мере прошел путь славы и блеска, разрушительного воздействия времени и злых «умыслов», политических катаклизмов. Но результатом, в конце концов, стало возрождение храма, пришедшее вместе с духовным возрождением страны и общества.
Все сообщения – исторические, искусствоведческие, культурологические – подводят нас к мысли о многомерности, глубине и величии культурного и духовного наследия, доставшегося нам, которое мы обязаны сохранить. Этому, я надеюсь, и послужит настоящая Международная конференция, собравшая крупных специалистов и начинающих исследователей России и Франции.
Ю. В. Мудров,
директор ГМП «Исаакиевский собор»,
почетный член Российской академии художеств
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Арутюнян Ю. И. | Реставрация средневековой скульптуры в XIX веке: теория и практика | |
Балашова А. В. | Скульптурный декор Северных врат Казанского собора: прообраз XV в. и стилистика классицизма | |
Бондарчук В. Г. | Роль художественного творчества в жизни архитектора-реставратора: живопись и графика Александра Лукича Ротача (1893–1990) | |
Боровская Е. А. | Русская церковь во Флоренции: история, архитектура и современная реставрация | |
Гавриленко В. В. | Геолого-петрографический фактор в архитектуре культовых сооружений (на примере России и Франции) | |
Гийма Л. | Десятивековая история скульптуры открывается за полихромностью заалтарных украшений | |
Голованова А. В. | К проблеме воссоздания сени храма Воскресения Христова: авторский замысел или историческое исполнение | |
Доминов М. Ш. | К вопросу о реставрации икон главного иконостаса Сампсониевского собора | |
Исаева О. А. | Проблемы взаимодействия теории и практики реставрации древнерусской монументальной живописи | |
Корнилова А. В. | Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Проблема реставрации и реконструкции | |
Леонов И. В. | «Новодел» как феномен современной реставрации: факторы востребованности и границы применения | |
Луар Э. | Современное витражное искусство | |
Мале А. | «Шартр – святилище мира», ассоциация, чья деятельность направлена на сохранение наследия Шартрского собора | |
Махлина С. Т. | Историческая динамика восприятия памятников искусства | |
Монастырев М. М. | Выявление и включение в реестр объекта культурного наследия: особенности правовой защиты | |
Москвина И. К. | Альфред Парланд и ценности мировой и отечественной культуры | |
Мудров Ю. В. | Церковь святого Николая Чудотворца воинского гарнизона г. Павловска в память императора Павла I | |
Панайотов Г. Х. | Иконописное убранство храма-памятника Александра Невского в Софии | |
Петров П. В. | Крестовоздвиженская церковь в Новом Петергофе | |
Попова П. И. | Представление современного искусства в культовых сооружениях России и Франции как способ сохранения памятников архитектуры | |
Ремо Б. | Кафедральные соборы: живое культурное наследие, в котором участвуют все | |
Свиридова Л. О. | Проблема сохранения традиционного языка древнерусской иконописи | |
Серван де Лер М. | XXI век: великий проект реставрации собора Нотр-Дам де Шартр, Франция | |
Скотникова Г. В. | Виленские святые в идейном замысле двух уникальных памятников русской культуры | |
Суарес Ж. | Способ и техника реставрации | |
Суворов Н. Н. | Памятник культуры между предметностью и концептуальностью | |
Толмачева Н. Ю. | Альфред Александрович Парланд – создатель Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) | |
Филиппова Э. А. | К вопросу о реставрации культурного наследия | |
Чалова Е. И., |
К вопросу о проблеме реставрации объектов современного искусства | |
Шумилова X. В., Щедрова О. В. |
Скульптурные группы «Геракл и Антей» и «Похищение Прозерпины Плутоном» у портика Горного института: история бытования, исследования, реставрация | |
Щедрин П. Г. | Реставраторы Исаакиевского собора. Юрий Павлович Спегальский (1909–1969), архитектор и верхолаз |