Спас на крови – памятник русского монументального искусства конца XIX–начала XX веков и его создатель Альфред Александрович Парланд (1842–1919)

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

Нынешний 2019 год был объявлен музеем Годом Парланда. Альфред Александрович Парланд — архитектор-строитель второго храма-памятника, входящего в состав нашего музейного комплекса, — храма Воскресения Христова (Спаса на крови). В этом году исполнилось 100 лет со дня его кончины. Среди проектов, приуроченных к этой дате, — конференция, крупная межмузейная выставка в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств (постоянном нашем выставочном партнере), а также передвижной выставочно-просветительский проект, посвященный архитектору. Выставка, состоящая из редких фотографий, портретов Альфреда Парланда, его родственников, а также листов из авторского альбома-отчета о строительстве собора и чертежей из журнала «Зодчий» с эскизными проектами храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II, следует по маршруту, включающему те места, где Альфред Александрович воплощал свои проекты. Это Петергоф, Новгородская, Псковская и Смоленская области, город Рыбинск, а также поселок Юрино в Республике Марий Эл, в котором сохранился замок Василия Петровича Шереметева и его супруги Ольги Дмитриевны. В рамках открытия выставки во всех музеях проходят лекции о замечательном архитекторе, имя которого было почти забыто и известно, в лучшем случае, только студентам Академии художеств, краеведам и искусствоведам.

Состоявшаяся 22 мая 2019 года в конференц-зале Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств межмузейная научно-практическая конференция «Спас на крови — памятник русского монументального искусства конца XIX – начала XX века и его создатель Альфред Александрович Парланд (1842–1919)» поставила и определила широкий круг вопросов, связанных с творческой биографией мастера, высветив большую и значительную географию его творческих достижений.

Важными темами научных сообщений стали вопросы декоративного оформления сооружений как архитектора Парланда, так и других мастеров эпохи. Конференция, естественно, не исчерпала заявленную проблематику, а значит, будут новые научные исследования и их обсуждения.

Ю. В. Мудров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»,
почетный академик Российской академии художеств

СОДЕРЖАНИЕ      
Белоножкин А. Е.     Парланд – Аплаксин: Храм Воскресения Христова «на крови» и творчество петербургского епархиального архитектора
Берташ А. В.     По пути А. А. Парланда: «московско-ярославский» стиль в церковном зодчестве Прибалтийских губерний
Голованова А. В.     Храм Воскресения Христова в контексте исторических событий 1907–1941 годов
Доминов М. Ш.     Архитектор А. А. Парланд (1842–1919), исследователь и популяризатор античной архитектуры и искусства
Жиляков В. А.     Архитектурный декор из тесаного кирпича на фасадах Николо-Георгиевского храма в Смогирях
Исмагулова Т. Д.     Первый храм Воскресения Христова А. А. Парланда и архимандрита Игнатия Малышева в Троице-Сергиевой пустыни (по неизвестным архивным материалам)
Лавров О. А.     Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Козловка Новгородской области: прошлое, настоящее и будущее
Лагунин И. И.     Храм Успения в Опочке от XVI до XX века
Павлов В. Е.     Никитин Николай Петрович: жизнь и творчество (к 135-летию со дня рождения)
Роденков А. И.     Гончарный завод М. В. Харламова – поставщик изразцов для фасада храма-памятника Воскресения Христова (Спаса на Крови)
Толмачева Н. Ю.     Академики архитектуры В. А. Шрётер и А. А. Парланд
Фомина М. С.     Художник Василий Беляев – автор мозаик Спаса на Крови
Щедрин П. Г.     Реставрация фасадов храма Спаса на Крови (наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. А)
Яковлева Т. А.     К истории создания картины А. А. Карелина «Освящение в Высочайшем присутствии храма Воскресения Христова, сооружаемого на месте смертельного поранения в Бозе почившего Императора Александра II 19 августа 1907 года»