Петербургская мозаика

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

Изображения, собранные из отдельных камней, кусочков цветного стекла и других материалов, были хорошо известны еще в Древней Руси – до нашего времени в Киеве сохранились замечательные мозаики Софийского собора. Однако до середины XVIII века это искусство было несправедливо забыто. Возрождение мозаичного искусства в России связано с именем великого русского ученого М. В. Ломоносова, который, приложив огромные усилия, вновь разработал рецептуру получения цветных стекол для мозаики. Вместе со своими учениками Ломоносов создает целый ряд великолепных портретов видных деятелей и величайших исторических персонажей. Вершиной творчества Ломоносовской мастерской стала «Полтавская баталия», великолепное, уникальное мозаичное панно.

Следующим этапом в истории российской смальты стала вторая половина XIX века, когда возникла необходимость перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику, для чего в 1851 году при Императорской Академии художеств было открыто Мозаическое Заведение. Позднее, в 1890 году, архитектором А.Н. Фроловым была открыта первая в России частная мозаичная студия. Это событие имело большое значение для развития в России мозаичного искусства.

125-летию первой в России частной мозаичной студии Фроловых и многим другим выдающимся художникам, скульпторам и мозаичистам посвящается сборник научных статей «Петербургская мозаика».

Н.В. Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

Том I

Памяти М. Г. Колотова (14.XII.1926 – 14.IX.2015)

СОДЕРЖАНИЕ    
Буров Н. В.     Формирование национального самосознания юношества средствами музейной деятельности
Белецкая Л. И.     Мозаики иконостаса храма Воскресения Христова
Будрина Л. А.     Забытое искусство английских камнерезов: дербиширская инкрустация
Быкасова Л. В.     Роль купцов в создании историко-культурных объектов западной Сибири
Вершевская М. В.   «Многоценный памятник» К истории создания мозаичного надгробия на русском кладбище в Висбадене
Винокуров С. Е.   Резной камень Китая: объемная мозаика
Голованова А. В.   Несколько слов о деятельности П.П. Чистякова в Исаакиевском соборе
Давлет-Кильдеева Н. Г.   Музейный сервис как особый компонент социально-культурного сервиса
Жарковская О. А.   Эмиль Маскре: к вопросу о предшественнике Иоганна Конрада Дорнера в работе над образами для алтарных преград Исаакиевского собора
Зеленцова Т. С.   Мозаика «О Тебе радуется…» по эскизу В.М. Васнецова для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном и ее историческое окружение
Калинов М. И.,
Калинов П. М.,
Мочалов В. Ф.
  Применение результатов аэрокосмической съемки в интересах контроля состояния памятников архитектуры Санкт-Петербурга
Кудрявцева И. В.   Неизвестный Гордон: Ленин, шахтер и кузнец
Матвеева О. О.   Перевод в мозаику пилонной живописи Исаакиевского собора
Пудова В. А.   Судьба церковных работ Н.А. Кошелева (1840-1918)
Тупицын И. В.   Художник Титов Михаил Архипович. К 150-летию со дня рождения
Филиппова Э. А.   Из истории реставрации мозаик
Хвостова Г. А.   О росписи К.П. Брюлловым купола Исаакиевского собора
Чернышева Е. К.   О деятельности мозаичного отделения Императорской Академии художеств (по материалам отчетов и журналов Академии)
Щедрин П. Г.   Проблемы реставрации большемерных мозаик на фасадах
Яковлев Н. А.   Открытие древних мозаик в Софийском Соборе в Киеве архитектором М.А. Щуруповым и его работа в области мозаичного искусства
Яковлева Е. А.   Русская мозаичная студия в Риме. Учебные работы

 

Том II
Наследие Фролова

В 1890 году архитектором А.Н. Фроловым была создана первая в России частная мозаичная студия, сыгравшая большую роль в развитии мозаики. Первыми и наиболее известными работами, выполненными с потрясающим мастерством, стали мозаики для храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Впоследствии в мастерской Фроловых выполнялись заказы на изготовление мозаичных панно для украшения фасадов и интерьеров зданий различной гражданской архитектуры и назначения.

Во II части сборника «Кафедра» публикуются материалы из личного архива семьи Фроловых, переданные Владимиром Александровичем Фроловым в Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и объединенные редакционной коллегией в коллекцию «Наследие Фролова». Все статьи коллекции носят приватный характер и являются частной собственностью В.А. Фролова. Любое воспроизведение возможно только по согласованию с наследником и владельцем.

СОДЕРЖАНИЕ    
Фролов В. А.   Спасение и реставрация мозаик
Из дневников В.А. Фролова: «Дневник работ по снятию и консервации мозаик Михайловского Монастыря в Киеве»
Римская мозаика I–II века (Госу[дарственный] музей изо-искусства в г[ороде] Москве)
Ломоносов и мозаика его времени (по материалам реставрационных работ)
«Полтавская баталия» мозаика Ломоносова
Михайловские мозаики в Киеве
Мозаики Михайловского монастыря

«Ex Libris»
Из библиотеки ГМП «Исаакиевский собор»

Колотов М. Г.   Мозаики Исаакиевского собора
Сафронова Г. А.   Утраченные мозаики храма Воскресения
Сиднева И. А.   Техника и средства выразительности флорентийской мозаики
Мозаики большой апсиды, северо-восточной и юго-западной глав храма Воскресения
Мозаика шатров крылец храма Воскресения
Шейнбаум М. В.   Немецкое общество смальтовой мозаики «Пуул и Вагнер» и его работы в храме Воскресения