Колокола
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
Для Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» стало привычным событием ежегодно возвращать на свои исторические места отреставрированные, восстановленные и воссозданные предметы декоративно-художественного убранства храмов. Так, после многолетней реставрации на портик Исаакиевского собора вернулись скульптуры «Ангелы со светильниками» и фигуры апостолов; в ходе юбилейной реставрации был восстановлен уникальный памятник декоративно-прикладного искусства первой половины XVIII века, престол Сампсониевского собора; в храме Воскресения Христова (Спас на Крови) свое историческое место занят воссозданные Царские Врата, редкий по красоте и исполнению шедевр ювелирного искусства.
В череде этой многотрудной музейной работы наступило время ренессанса еще одной традиции, а именно возрождение знаменитого звона колоколов Исаакиевского собора.
Колокольный звон поистине «отрада души», неотъемлемая часть всей звуковой атмосферы русской жизни. Такую музыку можно было услышать только в России.
Колокольный звон будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее; в нем, словно бы отражалась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как в России. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Высочайшим Указом 1797 года предписывалось «бить набат во время пожаров», а в Указе от 7 августа 1851 года говорилось: «... во время вьюг и метелей учреждается охранительный для путешествующих метельный звон, который продолжается днем и ночью до тех пор, пока буря не стихнет. Для отличия его от церковного Благовеста звон производится не постоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени...».
Колокола и сами были словно живыми, им, как и людям, давали собственные имена – «Царь-колокол», «Медведь», «Лебедь» и «Реут» в Московском Кремле, «Царь», «Годунов» и «Первенец» в Троице-Сергиевой лавре, «Сысой», «Голодарь» и «Баран» в Ростовском Кремле, «С нами Бог» в Софийском соборе г. Тобольска, «Угрешский Благовестник» Свято-Никольского Угрешского мужского монастыря, «Рождества Пресвятой Богородицы» Саввино-Сторожевского монастыря и многие другие.
О колоколах Исаакиевского собора в газете начала XX века мы читаем: «В Великую ночь тон пасхального «красного звона» задавал в Петербурге Исаакиевский собор, густой звон его колоколов был слышен в самых отдаленных частях столицы и даже в ее ближних окрестностях... В праздничную ночь все звонари Исаакия находились на своих звонницах... Едва с Петропавловской крепости раздавался третий пушечный выстрел, как по особому сигналу главного звонаря Исаакиевского собора ударяли в «высокоторжественный» колокол, извещая столицу о Воскресении Христовом...
Вслед за главным по очереди ударяли «воскресный», «апостольский», повседневный» и, наконец, крупный, средний, мелкий и самый маленький колокол-дискант». После этого начинался пасхальный «красный» звон, которому вторили все церкви Петербурга...».
На сегодняшний день в музее принято решение вернуть Северной столице знаменитую «звонницу Исаакия», и первым в северо-западную колокольню возвратится один из главных колоколов храма – Полиелейный колокол, после чего на исходные исторические места вернутся еще 9 вновь изготовленных колоколов. И, возможно, уже в самом ближайшем будущем Санкт-Петербург будет праздновать Рождество под традиционный звон колоколов Исаакиевского собора.
Представляем вашему вниманию очередной сборник «Кафедра», посвященный этому знаменательному событию и состоящий из научных материалов, связанных с историей колоколов храмов-памятников музея, историей колоколов и колокололитейного дела в России.
Н.В. Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
СОДЕРЖАНИЕ | |
Чинъ благословенiћ кампана, сiесть колокола или звона | |
Чин благословения кампана сиесть колокола или звона | |
Крупнейшие колокола России | |
Знаменитые мастера колокольного литья России | |
Крупнейшие колокола мира | |
Колокольня | |
Ганф Т. И. | О колоколах |
Плетнев Р. В. | О колоколах у нас и на Западе |
Протоиерей Серафим Слободской |
О колоколах и русском православном звоне (главы из книги) |
Филиппова Э. А. |
К вопросу о колоколах |
Голованова А. В. | История колоколов Исаакиевского собора |
Догадаева Е. В. | К вопросу иконографии большого праздничного колокола Исаакиевского собора |
Квятковский А. В. | Колокола Исаакиевского собора |
Коновалов И. В. | Колокольни и колокола Исаакиевского кафедрального собора |
Монферран О. | Исаакиевский собор (фрагмент главы 7) |
Матвеева О. О. | Колокольня и колокола храма Воскресения Христова (Спаса на крови) |
Хайретдинова М. Е. | «... И произведут огромный звон, столь много почитаемый за величавую принадлежность больших соборов» |
Колокол Сампсониевского собора | |
Колокольня Сампсониевского собора | |
Чернышева Е. К. | О колоколах и колокольнях храмов-памятников Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» (по материалам изданий XVIII – XXI вв.) |