Колокола

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

Для Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» стало привычным событием ежегодно возвращать на свои исторические места отреставрированные, восстановленные и воссозданные предметы декоративно-художественного убранства храмов. Так, после многолетней реставрации на портик Исаакиевского собора вернулись скульптуры «Ангелы со светильниками» и фигуры апостолов; в ходе юбилейной реставрации был восстановлен уникальный памятник декоративно-прикладного искусства первой половины XVIII века, престол Сампсониевского собора; в храме Воскресения Христова (Спас на Крови) свое историческое место занят воссозданные Царские Врата, редкий по красоте и исполнению шедевр ювелирного искусства.

В череде этой многотрудной музейной работы наступило время ренессанса еще одной традиции, а именно возрождение знаменитого звона колоколов Исаакиевского собора.

Колокольный звон поистине «отрада души», неотъемлемая часть всей звуковой атмосферы русской жизни. Такую музыку можно было услышать только в России.

Колокольный звон будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее; в нем, словно бы отражалась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как в России. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Высочайшим Указом 1797 года предписывалось «бить набат во время пожаров», а в Указе от 7 августа 1851 года говорилось: «... во время вьюг и метелей учреждается охранительный для путешествующих метельный звон, который продолжается днем и ночью до тех пор, пока буря не стихнет. Для отличия его от церковного Благовеста звон производится не постоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени...».

Колокола и сами были словно живыми, им, как и людям, давали собственные имена – «Царь-колокол», «Медведь», «Лебедь» и «Реут» в Московском Кремле, «Царь», «Годунов» и «Первенец» в Троице-Сергиевой лавре, «Сысой», «Голодарь» и «Баран» в Ростовском Кремле, «С нами Бог» в Софийском соборе г. Тобольска, «Угрешский Благовестник» Свято-Никольского Угрешского мужского монастыря, «Рождества Пресвятой Богородицы» Саввино-Сторожевского монастыря и многие другие.

О колоколах Исаакиевского собора в газете начала XX века мы читаем: «В Великую ночь тон пасхального «красного звона» задавал в Петербурге Исаакиевский собор, густой звон его колоколов был слышен в самых отдаленных частях столицы и даже в ее ближних окрестностях... В праздничную ночь все звонари Исаакия находились на своих звонницах... Едва с Петропавловской крепости раздавался третий пушечный выстрел, как по особому сигналу главного звонаря Исаакиевского собора ударяли в «высокоторжественный» колокол, извещая столицу о Воскресении Христовом...

Вслед за главным по очереди ударяли «воскресный», «апостольский», повседневный» и, наконец, крупный, средний, мелкий и самый маленький колокол-дискант». После этого начинался пасхальный «красный» звон, которому вторили все церкви Петербурга...».

На сегодняшний день в музее принято решение вернуть Северной столице знаменитую «звонницу Исаакия», и первым в северо-западную колокольню возвратится один из главных колоколов храма – Полиелейный колокол, после чего на исходные исторические места вернутся еще 9 вновь изготовленных колоколов. И, возможно, уже в самом ближайшем будущем Санкт-Петербург будет праздновать Рождество под традиционный звон колоколов Исаакиевского собора.

Представляем вашему вниманию очередной сборник «Кафедра», посвященный этому знаменательному событию и состоящий из научных материалов, связанных с историей колоколов храмов-памятников музея, историей колоколов и колокололитейного дела в России.

Н.В. Буров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

СОДЕРЖАНИЕ  
  Чинъ благословенiћ кампана, сiесть колокола или звона
  Чин благословения кампана сиесть колокола или звона
  Крупнейшие колокола России
  Знаменитые мастера колокольного литья России
  Крупнейшие колокола мира
  Колокольня
Ганф Т. И. О колоколах
Плетнев Р. В. О колоколах у нас и на Западе
Протоиерей
Серафим Слободской
О колоколах и русском православном звоне (главы из книги)

Филиппова Э. А.

К вопросу о колоколах
Голованова А. В. История колоколов Исаакиевского собора
Догадаева Е. В. К вопросу иконографии большого праздничного колокола Исаакиевского собора
Квятковский А. В. Колокола Исаакиевского собора
Коновалов И. В. Колокольни и колокола Исаакиевского кафедрального собора
Монферран О. Исаакиевский собор (фрагмент главы 7)
Матвеева О. О. Колокольня и колокола храма Воскресения Христова (Спаса на крови)
Хайретдинова М. Е. «... И произведут огромный звон, столь много почитаемый за величавую принадлежность больших соборов»
  Колокол Сампсониевского собора
  Колокольня Сампсониевского собора
Чернышева Е. К. О колоколах и колокольнях храмов-памятников Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» (по материалам изданий XVIII – XXI вв.)