Музей – доступная среда как норма

Уважаемые читатели, друзья, коллеги!

Настоящий сборник статей посвящен теме формирования доступной культурно-образовательной среды. Сегодня для нашего музея это тема важнейшая.

Уже прошло десять лет, как в музее был реализован первый проект, направленный на создание условий для приема инвалидов по зрению «Увидеть храм руками». Этот проект положил начало системной работе музея по адаптации музейного пространства для приема и качественного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения. Важным элементом сложившейся системы является созданное в 2015 году подразделение музея – сектор по работе с маломобильными посетителями.

Условия, созданные в музее, позволяют сегодня принимать и обслуживать посетителей, имеющих ограниченные возможности по здоровью, как на площадках музеев-памятников, так и удаленно.

Все это стало возможным благодаря тесному взаимодействию музея с другими учреждениями культуры, образования и общественными организациями, представляющими интересы инвалидов и других маломобильных групп населения.

В сборник вошли статьи, доклады и выступления участников международной научно-практической конференции «Доступность как норма культурно-образовательной среды», учредителями которой были Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и «Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих». В материалах конференции обобщен опыт социальных практик музеев, библиотек, образовательных уч¬реждений по формированию доступной культурно-образовательной среды, поиску форм творческого взаимодействия.

Ю. В. Мудров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
почетный академик Российской академии художеств

СОДЕРЖАНИЕ  
Абаджева М. С. «Рафаэль. Версии». «В темноте». Инклюзивные программы для незрячих и слабовидящих посетителей в Музее Академии художеств
Борисенко А.М. Инклюзивные практики учреждений в культурно-образовательной среде (на примере деятельности Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова)
Веденеева Е. В. Методика проведения занятий для учащихся специальных образовательных учреждений: опыт работы «ГМП «Исаакиевский собор»
Домбровская И. В. Деятельность Хабаровского досугового центра для слепоглухих в социокультурной реабилитации инвалидов
Каирова Э. М.,
Нечаева Н. В.
Перевод на ясный язык как средство инклюзии
Манилкина С. А.,
Жданкова О. А.
Развитие незрячих и слабовидящих учащихся посредством музейной педагогики
Новикова О. И. Сделаем мир доступнее: специальная библиотека – территория по приобщению к ценностям культуры Саратовского региона посетителей с особыми потребностями
Ростомашвили И. Е. Инклюзивный диалог в социокультурном пространстве
Сперанская В. В. Издательская деятельность специальных библиотек: вклад в доступность культурно-образовательной среды
Убишева У. Л. Проектная деятельность специальной библиотеки как фактор повышения доступа к культурно-историческому наследию для читателей с особыми потребностями
Чудотворова Д. В. Волонтерство в Музее: цели и задачи развития
Шайдуллина А. В.,
Бородулина А. В.
Доступная среда Музея Бориса Ельцина: от пространства к деятельности
Шарий А. С. Адаптация, инклюзия, взаимодействие