Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции
«Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции» – тема III международной научно-практической конференции, проведенной 25–26 октября 2017 года Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры и Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств. Конференция была посвящена 175-летию Альфреда Александровича Парланда.
В материале научных статей, представленных в XX выпуске сборника «Кафедра», отмечено многообразие тем, связанных с сохранением памятников культурного наследия в XXI веке. Концепции и модели сохранения и реставрации памятников культуры, музеефикация дворцово-парковых комплексов как способ сохранения презентации культурного наследия, дворцовые и парковые ансамбли как объект искусствоведческого исследования и реставрации.
Актуальными вопросами современной музейной жизни по-прежнему остаются этические и практические вопросы организации процесса подготовки профессиональных кадров в сфере реставрации и охраны объектов культурного наследия.
Редакционная коллегия:
Ю. В. Мудров (председатель, главный редактор), архимандрит Александр (Федоров), М. А. Ариарский, Е. Я. Кальницкая, А. В. Квятковский, Е. И. Малявина, Б. Д. Подольский, Э. А. Филиппова.
Уважаемые читатели, друзья и коллеги!
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургский институт культуры и Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств провели III Международную научно-практическую конференцию «Новая жизнь культурного наследия в XXI веке. Культовые сооружения России и Франции». Конференция была посвящена 175-летию выдающегося архитектора, автора храма-памятника Воскресения Христова (Спаса на крови) Альфреду Парланду.
Посвящение конференции юбилею архитектора не случайно. Альфред Парланд создал замечательный памятник культового зодчества, который можно причислить к шедеврам мирового искусства и архитектуры. Именно в нём как нельзя более ярко и мощно высветились и собственно творческие индивидуальные черты зодчего, и неповторимое национальное своеобразие сооружения.
Важно и то, что храм-памятник Воскресения Христова в полной мере прошёл путь славы и блеска, разрушительного воздействия времени и злых «умыслов», политических катаклизмов. Но результатом, в конце концов, стало возрождение храма, пришедшее вместе с духовным возрождением страны.
Участники конференции обсудили теоретические, практические и этические вопросы экспертизы, реставрации и сохранения объектов культурного наследия, а также проблемы образования в сфере реставрационной деятельности. Прозвучали доклады и сообщения исторического и искусствоведческого характера. Все эти сообщения подвели, на наш взгляд, к мысли о многомерности, глубине и величии культурного и духовного наследия, доставшегося нам и которое мы обязаны сохранить.
Этому, я надеюсь, и послужила III Международная конференция, собравшая крупных специалистов и начинающих исследователей России и Франции.
Ю. В. Мудров,
директор ГМП «Исаакиевский собор»,
почетный член Российской академии художеств
| СОДЕРЖАНИЕ | ||
| Арутюнян Ю. И. | Реставрация средневековой скульптуры в XIX веке: теория и практика | |
| Белоножкин А. Е. | Церковь святой великомученицы Екатерины в Академии художеств: современное церковное искусство в историческом интерьере | |
| Боровская Е. А. | Русская церковь во Флоренции: история, архитектура и современная реставрация | |
| Гийма Летисия | Новый взгляд на запрестольные украшения: сохранить историю | |
| Голованова А. В. | К проблеме воссоздания сени храма Воскресения Христова: авторский замысел или историческое исполнение | |
| Доминов М. Ш. | К вопросу о реставрации икон главного иконостаса Сампсониевского собора | |
| Квятковский А. В. | К вопросу о полкрвых храмах Царского Села. Церковь св. мученика Иулиана Тарсийского | |
| Мале Алан | Проекты реставрации колокольни Шартрского собора | |
| Махлина С. Т. | Историческая динамика восприятия памятников искусства | |
| Монастырев М. М. | Особенности мер государственной охраны в отношении выявленных и включенных в реестр объектов культурного наследия | |
| Москвина И. К. | Альфред Парланд и ценности мировой и отечественной культуры | |
| Обер Пьер | Литургия, совершаемая в соборе, увековечивает смысл и сохраняет дух места | |
| Одбер Марк | Угрожает ли техническое вмешательство сакральному характеру памятника | |
| Панайотов Г. Х. | Храм-памятник Александру Невскому в Софии. Иконописное убранство | |
| Петров П. В. | Крестовоздвиженская церковь в Новом Петергофе | |
| Свиридова Л. О. | Язык древнерусской иконописи: проблема сохранения | |
| Толмачева Н. Ю. | Альфред Александрович Парланд –создатель Спаса на крови (храма Воскресения Христова) | |
| Шумилова Х. В. | Скульптурные группы «Геракл и Антей» и «Похищение Прозерпины Плутоном» у портика Горного института: история бытования, исследования, реставрация | |
| Щедрин П. Г. | Реставраторы Исаакиевского собора: Юрий Павлович Спегальский (1909–1969), архитектор и верхолаз |