Музей – доступная среда как норма
Уважаемые читатели, друзья, коллеги!
Настоящий сборник статей посвящен теме формирования доступной культурно-образовательной среды. Сегодня для нашего музея это тема важнейшая.
Уже прошло десять лет, как в музее был реализован первый проект, направленный на создание условий для приема инвалидов по зрению «Увидеть храм руками». Этот проект положил начало системной работе музея по адаптации музейного пространства для приема и качественного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения. Важным элементом сложившейся системы является созданное в 2015 году подразделение музея – сектор по работе с маломобильными посетителями.
Условия, созданные в музее, позволяют сегодня принимать и обслуживать посетителей, имеющих ограниченные возможности по здоровью, как на площадках музеев-памятников, так и удаленно.
Все это стало возможным благодаря тесному взаимодействию музея с другими учреждениями культуры, образования и общественными организациями, представляющими интересы инвалидов и других маломобильных групп населения.
В сборник вошли статьи, доклады и выступления участников международной научно-практической конференции «Доступность как норма культурно-образовательной среды», учредителями которой были Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и «Государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих». В материалах конференции обобщен опыт социальных практик музеев, библиотек, образовательных уч¬реждений по формированию доступной культурно-образовательной среды, поиску форм творческого взаимодействия.
Ю. В. Мудров,
директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
почетный академик Российской академии художеств
| СОДЕРЖАНИЕ | |
| Абаджева М. С. | «Рафаэль. Версии». «В темноте». Инклюзивные программы для незрячих и слабовидящих посетителей в Музее Академии художеств | 
| Борисенко А.М. | Инклюзивные практики учреждений в культурно-образовательной среде (на примере деятельности Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова) | 
| Веденеева Е. В. | Методика проведения занятий для учащихся специальных образовательных учреждений: опыт работы «ГМП «Исаакиевский собор» | 
| Домбровская И. В. | Деятельность Хабаровского досугового центра для слепоглухих в социокультурной реабилитации инвалидов | 
| Каирова Э. М., Нечаева Н. В. | Перевод на ясный язык как средство инклюзии | 
| Манилкина С. А., Жданкова О. А. | Развитие незрячих и слабовидящих учащихся посредством музейной педагогики | 
| Новикова О. И. | Сделаем мир доступнее: специальная библиотека – территория по приобщению к ценностям культуры Саратовского региона посетителей с особыми потребностями | 
| Ростомашвили И. Е. | Инклюзивный диалог в социокультурном пространстве | 
| Сперанская В. В. | Издательская деятельность специальных библиотек: вклад в доступность культурно-образовательной среды | 
| Убишева У. Л. | Проектная деятельность специальной библиотеки как фактор повышения доступа к культурно-историческому наследию для читателей с особыми потребностями | 
| Чудотворова Д. В. | Волонтерство в Музее: цели и задачи развития | 
| Шайдуллина А. В., Бородулина А. В. | Доступная среда Музея Бориса Ельцина: от пространства к деятельности | 
| Шарий А. С. | Адаптация, инклюзия, взаимодействие |